Понедельник, 18 июня 2018
# #
Главная / Новости / «На первой полосе – портрет губернатора, сзади – кроссворд»
Новости
марта

«На первой полосе – портрет губернатора, сзади – кроссворд»

 Региональные СМИ могут лишиться бюджетного финансирования. В Совете по правам человека обсудили влияние господдержки на редакционную политику СМИ.

СПЧ предлагает внести ряд поправок в федеральный закон о деятельности средств массовой информации. По мнению председателя Совета Михаила Федотова, это позволит создать правовую базу господдержки региональных редакций и ограничит возможности губернаторов тратить бюджетные деньги на свой пиар. Помимо этого, на специальном заседании СПЧ 14 марта прозвучали предложения вернуть на экраны ТВ рекламу алкоголя и БАДов. В целях справедливого распределения средств между СМИ общественники предложили создать фонды и экспертные советы. Подробности – в материале «ФедералПресс».

По данным исследования СПЧ, сегодня из всех видов господдержки средств массовой информации наибольшей популярностью пользуются целевые субсидии и госзакупки. В четырех регионах – Владимирской, Воронежской, Орловской областях и Башкортостане – имеют место взносы в уставный капитал СМИ, и только в 12 регионах для поддержки редакций используются гранты. По словам председателя СПЧ Михаила Федотова, де-юре бюджетные деньги идут на информационное сопровождение органов власти, освещение важных для региона событий и тем. Де-факто пресса рассказывает о том, что делает, с кем встречается или где перерезает ленточку губернатор.

Основную поддержку власти субъектов предпочитают оказывать местному телевидению. Примерно столько же средств тратится на финансирование региональных выпусков на федеральных телеканалах, в разы меньше – на публикацию материалов в печатных СМИ. Помимо бюджетного финансирования редакции в регионах зарабатывают на полиграфической и издательской деятельности, продаже канцтоваров, рекламе, публикации объявлений. К внебюджетным источникам получения средств также можно отнести привлечение спонсоров, журналистские премии и конкурсы. Причем последние по большей части организуют не общественные организации или палаты, а пресс-службы, подразделения администраций субъектов либо контрактные агентства комитетов по закупкам, говорят в СПЧ.

«Мы давно говорим что в России требуется регулирование правового поля в сфере деятельности СМИ в вопросе разграничения федеральных и региональных СМИ. СМИ сегодня – социально и государственно незащищённая сфера, и регулирование правового поля в ней требуется давно. Сегодняшняя законотворческая деятельность зачастую сводится к превентивным мерам и является губительной для отрасли. Депутаты вносят ужесточающие законы, преследующие популистские цели и сиюминутную выгоду, обличенную задачами контроля СМИ в преддверии выборов. Не все понимают, что подобные разрушения приведут к длительному, многолетнему процессу восстановления отрасли в будущем», отметил генеральный директор РИА «ФедералПресс» Иван Еремин.

Уголовка за пиар

«Журналистика не может рассматриваться как бизнес – ее надо рассматривать как часть культуры или очень важный политический феномен. Только с этой точки зрения она заслуживает поддержки», – считает секретарь Союза журналистов России Леонид Никитинский. Он уверен, что в том виде, в каком господдержка оказывается сегодня, она скорее вредна, чем полезна.

Социология показала: как только появляется господдержка (даже в самом незначительном размере), в СМИ сразу исчезает критическая повестка, а редакция выбирает политику лояльности, утверждает Никитинский. Он отмечает, что на первых двух полосах региональных газет, как правило, размещены одни «портреты губернатора». «Сзади есть кроссворд, рецепт, как солить огурцы, какой-то дикий криминал без всякого смысла, а все остальное пространство забито пресс-релизами, в которых сообщается: приехал, уехал», – рассказывает секретарь СЖР, подчеркивая, что «о содержании при этом, конечно, говорить нельзя».

По его мнению, в поддержке нуждаются только социальные СМИ, ежедневно поднимающие острые темы. А издания вроде «Тещиного языка» или журнала «Лиза» (входят в ТОП-20 по версии Агентства по печати и массовым коммуникациям) должны зарабатывать на свою деятельность сами. Что касается справедливого распределения финансирования между региональными СМИ, эту проблему поможет решить создание Фонда, «где будут сидеть правильные люди и правильно делить деньги». Поскольку «понимание правильности» у всех разное, компромиссными механизмами могли бы стать различные экспертные советы. Помимо этого, Никитинский предлагает сократить в госструктурах количество пресс-служб, а сэкономленные деньги направить на поддержку средств массовой информации.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связям Леонид Левин фиксирует сокращение рынка печатной прессы, деградацию журналистики в связи с конкуренцией со стороны блогеров и соцсетей, а также экономические трудности в отрасли. Все это, по мнению депутата, накладывается на авторитарные тенденции политики некоторых представителей региональных элит. Причем, это не всегда губернаторы или главы муниципальных образований – такие проявления есть также и у силовиков, и у недобросовестных представителей бизнеса. Левин напомнил, что 30 ноября прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев отдал распоряжение об упорядочении расходов глав регионов на информирование граждан, а 21 февраля в Госдуму был внесен законопроект о губернаторском пиаре, инициированный ОНФ. Его идея заключается в том, чтобы запретить главам регионов любые траты, не входящие в понятие обязательного информирования населения под угрозой уголовного наказания.

По словам парламентария, законопроекту еще предстоит серьезное обсуждение в Госдуме. «Президент говорил о том, что надо изобрести такую форму, которая бы не позволила тратить средства на голый пиар. Нужно не громкое наказание, а системный результат, видимые изменения в работе с региональными редакциями. Если ввести еще одну уголовную санкцию, которая не будет работать, мы только дискредитируем власть»,- отмечает председатель думского комитета.

 Левин считает, что справедливой поддержкой СМИ в регионах могли бы стать целевые губернаторские гранты на информирование, выдающиеся под контролем региональных журналистских организаций. Помимо этого, следует обсудить участие в решении проблемы прокуратуры и ФАС: нельзя исключать, что можно добиться более справедливого заказа на информирование путем простого ужесточения контроля над исполнением уже действующего законодательства.

«Сегодня мы ощущаем поддержку со стороны Общероссийского народного фронта в этом вопросе. Помимо того, что ОНФ оказал существенную помощь печатным СМИ в получении субсидий от Роспечати и Правительства, проводит работу по правовой защите журналистов, организует премию Фонда «Правда и справедливость», недавно стал соинициатором обрщения к президенту России с предложением разграничению федеральных и региональных СМИ. Эта инициатива прозвучала на форуме ОНФ в Ставрополье, и президент нашел ее логичной. Это важная тема: мониторинг закупок в регионах выявил колоссальные траты именно на федеральные СМИ, в том время как поддержка региональных СМИ оставляет желать лучшего», отметил гендиректор РИА «ФедералПресс». – Я поднимал эту тему на медиа-Форуме ОНФ в прошлом году, говорил о необходимости дифференцированного подхода в вопросах регулирования деятельности СМИ в регионах и на федеральном уровне. Я рад, что наши идеи оказались созвучны с позицией ОНФ. И надеюсь, что эта тема будет доведена до законопроекта и принята дум в редакции закона наиболее отражающего интересы региональных СМИ. Но в целом, я считаю, что законодательное закрепление понятия «региональные СМИ» – это ощутимый шаг навстречу им. Вопрос лишь как этот закон будет использоваться на деле».

Источник: Федерал Пресс

 

назад Главная / Новости / «На первой полосе – портрет губернатора, сзади – кроссворд»