20191002_160655-1 Союз журналистов Подмосковья

Старые кирпичные здания с обеих сторон закрыты воротами. Что там за ними – великая тайна. Наверху, на крыше, возвышается слово: «Типография». Из трубы дымится пар. Окна занавешены шторками. Вот бы узнать, что там внутри – думалось мне почти каждый день по дороге в детский сад. Это мой родной микрорайон – самый центр города Серпухова, ныне уже городского округа. Сегодня, будучи директором типографии, я вспоминаю свои первые впечатления о ней с оттенком легкой грусти по детству и улыбкой – какой огромной и загадочной казалась она мне тогда.

Сентябрь 2016 года. Я становлюсь главным редактором газеты «Серпуховские вести». При подписании контракта мне сообщают, что вскоре начнется процесс объединения с типографией. Буду решать проблемы по мере их поступления – подумалось в тот момент. Уже спустя полгода я впервые перешагиваю порог того самого старинного здания.

Знакомство с типографией

Обломленный по кромке асфальт, ржавые навесы, под которыми груды всякого хлама, деревянные полусгнившие рамы окон, лающий старый пес на цепи. Внутри помещений – период «махрового застоя». В кабинетах руководства застыли 70-е. В цехах – потолок поддерживается металлическими балками, на стенах - облупившаяся краска, двери и перегородки сделаны из подручных материалов, всюду валяется хлам. Первое впечатление – бежать без оглядки!

- Что мне с этим делать? Что? – сотни раз задавала себе я этот вопрос. – Как все это привести в порядок? Помощи ждать неоткуда. Я ничего не смыслю в производстве. Никогда не запомню даже название печатных машин. Работники, которые отдали типографии свои жизни, смотрят на меня, как на рейдера. А я не хочу входить в историю этого предприятия, как ликвидатор!

В июне 2017-го возглавляю печатное производство. В ноябре прошу редакцию газеты переехать в типографию, чтобы попытаться стать одним коллективом. Во время переезда начинаем разбираться в кабинетах и находим много реликвий: фотографии, трудовые книжки, альбомы почета, шрифты, старую продукцию и… трость 19-го века!

Рождение идеи

От работников типографии мы узнаем, что в декабре 2017 года предприятию исполняется 100 лет. Юридически его уже нет: есть государственное учреждение «Серпуховское информагентство», но производство живо, люди на рабочих местах, заказы продолжают поступать – значит надо морально поддержать коллектив и отметить юбилей, позвав всех ветеранов. Готовим праздник, подарки, грамоты, концертную программу, банкет, но главное - изучаем историю типографии и печатного дела в целом. Названия печатных машин уже не кажутся такими сложными.

Мысль о музее рождается в коллективе с большим единодушием. Итак, мы имеем: два здания 1890 и 1914 годов постройки, правда, в ужасном состоянии, но в самом центре города. Историю 100-летней типографии, историю почти 100-летней газеты (ее юбилей мы отметили в 2019 году).

В феврале 2018 года отмечаем 100-летний юбилей типографии, узнаем много имен, с кем связаны основные вехи развития, знакомимся с ветеранами. Так, постепенно, шаг за шагом, мы становимся единым целым. К этому, я признаться, очень стремилась, но видела, что результаты очень скудные. Весной началась череда субботников. Наконец-то, мы стали приводить территорию в порядок. Немыслимое число контейнеров с мусором выезжает из наших ворот. Пусть будет бедно, но чисто!

Первый проект

В мае 2018-го рождается первый проект Музея печати. Затем он много раз менялся, расширялся и становился более масштабным, но первое документальное упоминание о нем произошло во время номинирования на премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье». Честь защищать проект выпала заместителю директора Татьяне Мазуриной. В декабре 2018 года она становится лауреатом премии, и мы получаем первые реальные средства на приобретение экспонатов.

Вместе с тем идет серьезная работа по подготовке 100-летнего юбилея газеты. Старейшая газета Серпухова должна достойно прозвучать, как минимум на всю Московскую область.

- Что вам подарить? – звучит долгожданный вопрос главы города Дмитрия Жарикова.

- Ремонт! – не задумываясь отвечаю я.

Через пару дней, в феврале 2019 года, автомобиль главы города заезжает на территорию типографии, и я показываю помещение под музей и кабинеты сотрудников редакции. Ключевой момент – наши здания и земля находятся в собственности Московской области и вкладывать в них средства из городского бюджета нельзя. На лице градоначальника я вижу все те же мысли, что возникли у меня при первом посещении этих зданий. Он дает указания своим заместителям отремонтировать помещение под музей и наши кабинеты.

Знаете, что такое чувство окрыления? Именно его я испытала в тот момент! Улыбка расползлась на моем всегда сдержанном лице и довольно долгое время не сходила с него. Лед тронулся! Да! Я увидела свет в конце тоннеля.

Наверное, если бы я знала в тот момент, что предстоит пережить в ближайшие полгода нашему коллективу, я не была бы столь счастливой. Тем не менее, не отказалась бы от нашего проекта.

В марте мы отправились в Музей печати Санкт-Петербурга – это крупнейший музей, объединяющий деятельность редакции газеты и типографии. Единственное отличие от нашего – в Петербурге представлено все до 1919 года. А наша история в это время только началась. Сотрудники музея очень доброжелательно встретили нас, подробно все рассказали и показали. Меня интересовали и технические, организационные моменты. Где брать экспонаты, особенно, типографские? Ответ был прост – искать в антикварных магазинах и на барахолках.

Ремонтные работы начались в мае. А я слегла на месяц с болезнью почек. Однако, это время не было потрачено в пустую. В спокойном больничном режиме я смогла обстоятельно продумать концепцию музея, создать презентацию, составить список необходимых экспонатов. Тогда и появилась мысль, что одним маленьким залом мы не

обойдемся. Чтобы показать типографские машины нужен большой печатный цех. И он есть, только ремонта в нем нет. В первом зале решено воссоздать кабинет главного редактора газеты «Коммунист» 1919 года – прародителя «Серпуховских вестей». Во втором – представить эволюцию деятельности СМИ за 100 лет и показать работу типографии с момента основания.

Первая экспедиция

С кабинетом редактора все более-менее понятно: поскольку в 1919 году проходила бурная национализация, а производство из-за Гражданской войны приостановилось, то в кабинете должна быть старинная дореволюционная мебель и техника. А вот что делать с залом типографии? Здесь виделся полнейший провал. Кроме действующих трех офсетных машин и старинной гильотины показывать было нечего.

Анализ продаваемых предметов старины в Интернете дал четкое понимание, что наибольший выбор и минимальные цены представлены в культурной столице. Именно туда на моем автомобиле мы и отправляемся с коллегами в июне этого года. И первое удачное приобретение - дубовый письменный стол конца 19-го века. Не могу не рассказать, как наши мужчины Анатолий Тельнов и Александр Молчанов спускают его с 11-го этажа питерской многоэтажки. Грузовой лифт почему-то в доме не предусмотрен, а стол наш весит около 50 кг. Операция заняла около двух часов. В буквальном смысле это очень тяжелые два часа… Затем тщательная упаковка и отправка транспортной компанией в Серпухов. Следом за столом в будущий кабинет редактора отправился и стул. В эту экспедицию нам удалось также раздобыть печатную машинку «Ундервуд», старинные фотоаппараты, шикарную лампу-керосинку.

Блошиный рынок

Не могу я не рассказать об этом удивительном по своей энергетике месте. Признаться, раньше от одного слова «барахолка» у меня появлялось чувство брезгливости. Я вообще люблю все новое, непочатое, и быть первым хозяином у всякой вещи. Но каково же было мое удивление, когда я впервые приехала в Измайловский парк на знаменитый столичный блошиный рынок. Это же самый настоящий музей под открытым небом! Тут и старина, и забытые вещицы из детства, и реконструкторские предметы. Сюда можно просто приезжать за одной атмосферой, но уйти без какой-либо безделушки – очень сложно!

В Питере блошиный рынок располагается у станции метро «Удельная». Он считает одним из самых больших в Европе. Однако нужных нам, довольно специфических вещей, мы там не встретили. Поэтому переместились в представленные тут же антикварные магазинчики. Здесь уже работают так называемые перекупщики, но зато в одном месте можно сразу найти коллекцию фотоаппаратов или старинных книг. На барахолке можно и нужно торговаться.

Главный экспонат

Наступил июль. А ремонт внутри зала до сих пор не начинался, как впрочем, и на фасаде. Забор разобран, и мы живем без охраны и ворот почти три месяца. Подручными средствами спасаемся от желающих справить нужду на территории типографии – а их, как оказалось – немало! В типографии наступило затишье. Я успела сходить в отпуск, который посвятила поступлению дочери в институт, кстати, на факультет журналистики.

В конце июля пришло понимание, что необходимо форсировать события и назначить день открытия музея. Открыв календарь, вижу красивую дату – 19.09.2019 года. Нам остается два месяца.

Именно тогда нам и пришла весть о том, что типография в Ногинске закрывается. Дело в том, что в начале года я просила директора типографии передать нам в дар старинное оборудование для музея, но получила отказ. Теперь же сам Бог велел активизироваться в этом направлении. В этот же день мы с сотрудниками рванули в Ногинск. На помощь пришло Главное управление по информационной политике Московской области – волевым решением мне разрешили забрать станки. Уже на следующий день манипулятор и трое наших сотрудников, возглавляемые заместителем директора Татьяной Мазуриной, грузили бесценные раритеты в машину. Так, печатный станок немецкой фирмы Krause и ручной винтовой пресс петербургской компании Сан-Галли прибыли в Серпухов. В свободной продаже такого оборудования в России не найти, разве что за границей – за евро и с туманным будущем на таможне.

По секрету всему свету

Одним из звеньев логической цепочки появления Музея печати необходимо назвать съемки телепередачи канала «Россия 1» - «По секрету всему свету». 30 июля раздается звонок из администрации города, что 3 августа к нам приедет съемочная бригада, и мы должны показать процесс создания ретро-открытки на нашем «новом» старинном печатном станке Krause.

- Куда приедет? Что показывать? У нас разруха! Ремонт не ведется. Станок еще не налажен! – пытаюсь бормотать я.

- Ну ничего, у вас еще три дня впереди. Мы поможем!

Мозг начинает судорожно соображать, что же делать? В такие моменты проверяется стрессоустойчивость, оперативность в принятии решений и их исполнение, а также смекалка всего коллектива. Конечно, при наличии денег все вопросы решаются быстро. Но ведь мы русские! С деньгами может любой дурак, а мы сделали без денег!

Бесконечные звонки, просьбы о помощи, поиск спонсоров, ну и, конечно, мобилизация сил сотрудников типографии. Мы сделали невозможное – создали временную экспозицию! Прорубили дверь в печатный цех вместо выдолбленного в советские годы окна. Построили фальш-стену, чтобы скрыть все облезлости, воссоздали кабинет главного редактора газеты 1919 года, перенесли в цех станки 19-го века весом полтонны. Можно сказать, стахановский подвиг совершил водитель типографии Александр Черкасов, который уже много раз спасал нас из безвыходных ситуаций, связанных с ремонтом. Вот уж действительно «золотые» руки!

Итак, мы в полной боевой готовности встречаем съёмочную группу и ведущего передачи, известного актёра Марка Богатырёва. С Марком мы знакомы много лет, но до последнего дня не знали, что судьба нас сведет при таких интересных обстоятельствах. Но я признаться была рада, что ведущий именно он, все-таки не так волновалась под прицелом двух камер.

Ведущий делает заготовку из картона и бумаги на немецкой гильотине «Krause». Затем все составляющие открытки склеивает старинным клеем, рецепт которого хранят работники серпуховской типографии. На печатном станке той же известной фирмы «Krause» выполняет оттиски рамки для открытки с обеих сторон. Затем - фото Марка

Богатырева на фоне экспозиции кабинета главного редактора газеты в стиле «сепия». Фото обрезается специальными фигурными ножницами и вклеивается. Последний штрих – срез уголков открытки особым полукруглым способом.

Подарочный сувенир из серпуховской типографии отправляется на телеканал «Россия 1», а мы продолжаем готовиться к открытию нашего Музея печати.

Решающий рывок

В августе произошло и еще одно очень важное событие, которое не оставило нам шанса на отступление. В городском округе Серпухов происходят выборы, и новой главой становится Юлия Купецкая. Можно сказать, с самого первого дня она уделяет нашему музею самое пристальное внимание и лично контролирует процесс ремонтных работ, общается с подрядчиками, решает нерешаемые вопросы. Собственно, активная стадия ремонта и началась только в августе. Дата открытия музея звучит все чаще, она становится в первую очередь для нас самих чем-то осязаемым и реальным.

Вместе с тем появляются новые вопросы: экскурсионная программа, сценарий открытия, список приглашенных, описание экспонатов, поиск средств на выставочные стенды, благоустройство внутренней территории типографии, ремонт типографского зала музея.

Все мы знаем, что успех любого музея – это не только экспонаты, экскурсионная программа, но и экскурсовод. Мы решаем открытие провести своими силами без привлечения специалистов. Подготовку программы поручаю корреспонденту Светлане Коваленко. Когда-то она вела краеведческую передачу на радио, и эта тема ей близка. Огромную помощь оказывают специалисты Серпуховского историко-художественного музея, особенно Марианна Пантелеева, и серпуховского архива.

Составляю длинную «портянку» задач, из которой с большой радостью вычеркиваю дела по мере их выполнения. Деньги на стенды найдены, а это 142 тысячи рублей. Очень помогают руководители городских предприятий – большинство - без уговоров и лишних вопросов. Закуплены недостающие экспонаты – это еще около 100 тысяч. Проведены реставрационные работы старинной мебели – помог реставратор из Высоцкого мужского монастыря.

Руководство Филиала Академии РВСН имени Петра Великого решает нам подарить свои раритеты! Какое же счастье, что у военных так сложно выкидываются старые ненужные вещи. Сотрудники типографии военного института собирают нам из старинных шрифтов текст листовки 1919 года «Воззвание В.И. Ленина к красноармейцам». Передают в дар Музею круглильный станок для обработки корешков книги 1940 года.

Во дворе типографии происходят очевидные изменения – появляется брусчатка, газоны. Озеленение соглашается провести питомник декоративных культур «Южный». Все наши сотрудники в едином порыве выходят на высадку цветов на семи больших клумбах.

Наконец, у нас появляются кованные забор, ворота, калитка, навесы над входами. Над центральным входом в музей укрепляется красивая кованная вывеска «Музей печати». Удивительное мастерство серпуховского кузнеца Сергей Флорова вызывает уважение и восхищение! Ремонтируется фасад, частично своими силами, благодаря нашим сотрудникам. Каждый день связан с огромным объемом работ по покраске, отмыванию окон, пола, стен. Неоценимую помощь оказала наша сотрудница Людмила Русева. Изо дня в день наша типография преображается, расцветает и радует глаз! Сегодня все это можно

увидеть на нашем сайте музейпечати.рф, который разработал и запустил наш специалист Анатолий Тельнов.

Наш коллектив стал единым целым!

Открытие Музея печати

Наиболее волнительным вопросом, как ни странно, стала погода. «Бабье» лето вопреки ожиданиям не наступило, и дождь по прогнозам должен ливануть именно в час церемонии открытия. На всякий случай предусмотрен переход в большой зал музея.

Тучи с полудня ходят кругами над нашей типографией и дважды прорываются дождем, замочив экспонаты клубов исторической реконструкции – одежду, пулемет, оружие начала 20-го века – и самих реконструкторов.

Во дворе типографии разместились местные ремесленники со своими товарами. Это продолжение проекта по развитию типографии – музейно-ремесленная слобода. Суть проекта заключается в том, чтобы по выходным работали различные мастерские, и гости музея могли участвовать в различных мастер-классах, купить сувениры, изготовить их своими руками. Конечно, все упирается в ремонт помещений. Но я уверена, что мы сможем осуществить эту идею!

К счастью, на небосклоне появляется солнышко, и все проходит идеально. Красная ленточка разрезана, и я приглашаю почетных гостей на первую экскурсию! Первый зал ведет наша сотрудница Татьяна Панкратова. Театрально, с паузами и диалогами с аудиторией, она без запинки знакомит посетителей с дореволюционной печатью, рассказывает про аферу, провернутую одним из основателей подпольной типографии, показывает копию первого сохранившегося экземпляра газеты «Коммунист» (оригинал хранится в серпуховском музее).

Во втором зале гостей на правах хозяйки встречаю я. Знакомлю со стендами и собранными экспонатами. Но самое интересное – конечно интерактив. Главе города, как главному человеку, благодаря которому состоялся праздник, я предлагаю отпечатать первый экземпляр исторической листовки 1919 года. Затем на листовке она вырисовывает гусиным пером дату открытия музея – 19.09.2019 года!

Музей открыт! Добро пожаловать!

Татьяна Андрюхина