Любой коктейль из самых разнообразных тем требует того, чтобы его распробовали. Поскольку в журналистику идут люди, жаждущие поделиться добытым «секретным рецептом», не лишним будет оценить тот напиток, который жизнь подала мне сегодня. У Александры Шушлиной есть неравнодушное отношение к судьбе не только самых «зелёных» нас, молодых неокрепших журналистов, но и тех, кто нуждается в нашем внимании и заботе — людей с ограниченными возможностями, представителей старшего поколения, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Неслучайно Александра состоит в пресс-службе ИДПО Департамента труда и социальной защиты населения. Неслучайно так искренне обрадовалась моему замечанию, что среди представителей молодежи еще есть горячие сердца: те, кто видит в своей профессии великую миссию. И ставит перед собой невероятные цели. Александра — в прошлом референт Международного отдела Союза журналистов России. Она знает Союз журналистов изнутри и всегда рада откликнуться, если нам, например, потребуется герой для интервью. От реверансов в сторону профессии мы плавно танцевали к ее новым формам. И поговорили о том, можно ли смешивать новое со старым. И если уж смешивать, то в какой пропорции, чтобы получилось органично?
Прошу заметить, много всего в этом коктейле: и отношение моей собеседницы к новым медиа, и ее любовь к порче книг заметками на полях, немного о суровой реальности и щепотка прекрасных надежд. Попробовать стоит, не сомневайтесь. Бодрит.
О чем напоминаете себе в трудные времена?
Мне запал в душу фильм «Большой» Валерия Тодоровского. Там снималась актриса Алиса Фрейндлих. Я ей восхищаюсь. Смотрела «Большой» в трудный момент моей жизни и запомнила оттуда фразу: «Помни, для кого ты танцуешь». У каждого в голове всплывает свой образ в этой части «для кого»: образ мамы, любимого человека, себя самого.
Глобальная миссия важна, но не должна застилать человеку глаза. У нас всегда есть, о ком заботиться. Например, о ближних. А великие цели и смыслы жизни подождут.
Какие люди идут в журналистику и достигают там определенного успеха?
В журналистике работают жадные до эмоций люди. Мне это близко. Более того, наша профессия дает посмотреть на разные ситуации под разным углом. Журналистика многолика. И не терпит равнодушия. Новостники, сотрудники ежедневных газет — часто люди нервные и занятые. Они могут «сорваться», выгореть в силу этой занятости. Но никогда не будут равнодушны к тому, что происходит вокруг.
Мастерство журналиста заключается в том, что он выжимает максимум информации, пропускает ее через себя. Затем правильно транслирует, оставаясь беспристрастным.
И, конечно, мы — не мы без постоянного развития в профессии. Ты всегда гибок, осваиваешь новое: нужно научиться быть немного психологом, уметь налаживать взаимоотношения с людьми…следить за информационным полем, много читать.
Появляются новые форматы журналистики. Отдельные учебники, дисциплины. Явление уже обрастает теорией и становится неотъемлемой частью СМИ, без которой контент блеклый и «уже не тот». Могут ли эти новые форматы сосуществовать со старыми?
Я настолько динозавр, что застала начало бурных дискуссий о том, когда же платформа ютуб вытеснит телевизор.
Новые форматы — это всегда круто. Многие наши с вами коллеги смогли самореализоваться за счет ведения подкастов. Они выстраивают свою драматургию сюжета и делают это качественно. В моих мечтах, было бы классно, если в подкастинг уходили бы люди, которые имеют профессиональное журналистское образование или какой-либо опыт работы в сфере. Это помогло бы избежать большого количества информационного мусора. И журналист все-таки отвечает перед законом и перед людьми за то, что делает.
Казалось бы, подкаст – это просто и доступно: тебе достаточно телефона, петлички, хорошего собеседника и интересной темы, но при этом недостаточно просто сесть и начать что-то вещать, без подготовки, наличия необходимых знаний, грамотной речи, наконец, сделать содержательный информационный продукт невозможно.
Но я не забываю про радио. Люблю традиционный формат вещания. Слушаю каждое утро. Мне довелось работать в Мытищинской городской редакции радиовещания. За радиостанцией была закреплена молодежная медиастудия. Я пришла туда, когда училась в институте, чтобы получить практику. Было это примерно так: ты ещё «зелёный» студент, тебя никуда не берут. Но набирать опыт надо.
В медиастудии преподавала Ирина Мельникова. С ней мы записывали «Шале» ссылка— программу про творческих людей. Нас за неё наградили премией «Наше Подмосковье». Я фанат радио, как вы уже поняли. Сейчас тоже веду подкаст, но для себя, для души, так сказать. Считаю, что этот формат вполне способен жить на радио. Это своего рода авторская программа, которую я так люблю слушать по утрам.
Нужно растить новое поколение и давать ему поле для самовыражения. Тогда новое вполне уживётся со «старым».
Сейчас появился такой феномен как «иммерсивная журналистика» (или «журналистика погружения»). Название говорит само за себя, с помощью дополнительных аудиовизуальных средств аудитория «погружается» в атмосферу события. И это явление — лишь одно из ряда многих, ещё пока мало изученных. Какое же место теперь занимает в журналистике текст? Не теряем ли мы его качество за аудиовизуальной составляющей?
Основа всего, что мы делаем — текст. Это не вычеркнешь. Любой медийный проект «нанизывается» на текст. Любая радиопрограмма, телепрограмма — это сценарий,а сценарий – это текст. Поэтому, на мой взгляд, не нужно так легко отмахиваться от текста.
Но при сегодняшней скорости потребления информации… Текст надо как-то преобразовать под «клиповое мышление» потребителя контента?
Все зависит от автора и информационной политики редакции…Автор сам решает, каким будет его текст: одна и та же информация может быть представлена по-разному. Нужно с пониманием относиться к читателю. Есть аудиовизуальный контент? Прекрасно. А текст пускай будет с плашками, выделенными основными мыслями. Ну, хочешь я тебе так этот материал так преподнесу, хочешь эдак? Ну, твоя голова! Прочитай ты уже хоть что-нибудь, вникни….
У термина «медиаобразование», как и у некоторых новых явлений в журналистике, пока нет четкой коннотации. Называем ли мы медиаобразованием знания журналиста об источниках информации и их грамотном отборе или умение аудитории владеть языком СМИ?
В первом случае, нужно получить академическое образование по специальности «журналистика». Во втором — научить аудиторию тому, как потреблять информацию из разных источников, как ее «декодировать». Ответственность, так или иначе, лежит на журналисте. При этом важно провести четкую грань между медиаобразованием и нашим собственным мнением, какие СМИ нужно читать, а какие нет. Проще говоря, нужно привести старшее поколение к уровню «юниор декодер». Но не навязывать своё мнение: этот контент хороший, а этот плохой.
Я иногда ужасаюсь, на какие пустые информационные каналы подписаны люди. Но это выбор аудитории. Ничего не поделаешь.
Куда идти юному журналисту в этом мире новых форм и форматов журналистики?
Как-то я писала для журнала «Аграрная наука», сельхоз тематика — не моя сфера, как вы, наверняка, уже поняли. Но это был интересный опыт. Я поняла, что при желании могу писать про абсолютно новую неизведанную для меня сферу. И это понимание расширяет границы моих возможностей как журналиста. Моя однокурсница — шеф-редактор единственного в стране крупного портала о логистике. Человек нашёл свою нишу, и это замечательно!
Мир меняется, иногда мы действительно бежим за аудиторией. Но нужно адаптироваться, иначе никак. Искать себя, свою сферу.
Мне как-то сказали: «Выживает не самый сильный, а самый адаптивный», поэтому нужно пробовать.
Как минимум, тебе, юный журналист, нужно грамотно писать, освоить разные жанры журналистики, уметь выстраивать кадр, снимать простейшие репортажи. Поставленный голос — тоже не лишнее. А дальше — ищи свою «тему».
Беседовала Анна Иванова