Старая версия сайта
Знакомство с биографией и творчеством художника Левитана

Продолжая работу по проекту «Левитановские сезоны», подмосковные журналисты прогулялись по московским улочкам с экскурсией «Москва Исаака Левитана: от рассвета до заката».

Исаак Левитан — один из величайших художников России конца XIX века, непревзойденный мастер русских «пейзажей настроения». Творческий путь Исаака Левитана неразрывно связан с Москвой. Здесь художник встретил рассвет своего творчества и закат жизни, именно в этом городе происходили счастливые и грустные события жизни, отсюда его изгоняли за происхождение. Москва сохранила главные места в жизни художника…
Наше путешествие началось от улицы Мясницкая, на которой находится Российская Академия живописи, ваяния и зодчества, а ранее она называлась Московским училищем. живописи, ваяния и зодчества. Сюда пришел совсем юный Исаак Левитан, которому исполнилось только 13 лет. Мальчик начал учебу у Саврасова, затем курс вел Поленов.

            Годы учебы в училище (1873–1883) были наполнены радостью познания и дружбы с теми, кто и в дальнейшем будет оставаться самыми близкими друзьями и единомышленниками Левитана. Одновременно с ним учились братья Константин и Сергей Коровины, Михаил Нестеров, Абрам Архипов, Андрей Рябушкин. Все они вошли в историю отечественного искусства как яркие творческие индивидуальности. Особенно близко Левитан сошелся с Константином Коровиным, Михаилом Нестеровым, Николаем Чеховым, который ввел Левитана в дружную чеховскую семью. В это время подросток потерял своих родителей- сначала ушла из жизни мать, а спустя два года- отец, оставив Исаака с братом и двумя сестрами на улице. Левитану было всего 18 лет. Он был очень беден, почти нищ. Не раз подростку приходилось тайком пробираться для ночлега на чердак училища.

В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачный район Салтыковка, сейчас она относится к Балашихинскому городскому округу. Дело в том, что был издан царский указ, запрещающий евреям селиться в российской столице.

            На ученической выставке МУЖВЗ в 1879 году девятнадцатилетний Левитан, еще ученик училища, показал свою картину «Осенний день. Сокольники». В ней в полной мере проявился неординарный и значительный талант начинающего художника.   Впервые прозвучало в этом пейзаже единство душевного состояния человека и природы. Так рождался пейзаж «настроения». Женскую фигуру в картине написал друг Левитана Николай Чехов. П.М. Третьяков с выставки купил пейзаж юного художника для своей коллекции.

            Знакомство Левитана и А.П. Чехова состоялось в 1879 году, но тесное сближение с писателем произошло летом 1885 года в имении Киселевых Бабкино, недалеко от Истры, где семья Чеховых снимала дачу. С писателем Левитана сближало общее поэтическое ощущение природы, понимание лаконизма художественного языка, что особенно сказалось в работах Левитана 1890-х годов «Левитанистый» — такое словечко придумал Антон Павлович Чехов, когда увидел картины Исаака.

  Именно к Чехову весной 1886 года Левитан приехал в Крым. Краткое пребывание в Ялте, Гурзуфе и окрестностях дало художнику новые сильные впечатления.   Привезенные из Крыма этюды, их было около 60, имели полный успех, были проданы с выставки и принесли художнику некоторое материальное благополучие.

У Левитана была мечта- побывать на Волге. Его первое знакомство с великой русской рекой   состоялось весной 1887 года и разочаровало художника. Но в следующем, 1888 году, его друг Александр Степанов уговорил Левитана поехать на Волгу в маленький провинциальный городок Плес, который буквально очаровал живописца своим расположением, высоким гористым берегом, с которого открывались широкие просторы реки и заволжские дали. Здесь были написаны картины, которые сегодня находятся в Третьяковской картинной галерее, различных музеях и частных коллекциях.

Памятная доска, посвященная другу Левитана, художнику, академику А.С. Степанову, была установлена в 1962 году в доме 8 на Покровском бульваре.

Левитан побывал в Европе в 1890 году уже сложившимся мастером, получившим на родине полное признание. Принадлежавший к числу наиболее образованных русских живописцев, он был хорошо знаком с различными течениями в европейской живописи.

В сентябре 1892 года Левитан был вынужден снова покинуть Москву, когда император Александр III приказал изгнать всех евреев. Друзья Левитана в Москве и Санкт-Петербурге протестовали, требуя его возвращения. Власти были вынуждены отменить свое решение относительно художника, дабы избежать общественного скандала (на тот момент Левитан был широко известен не только в России, но и за рубежом).
Осенью 1898 года Левитан был удостоен звания академика живописи и получил приглашение возглавить пейзажный класс в МУЖВЗ. Всего лишь полтора года он преподавал в Московском училище и успел возродить пейзажный класс, ликвидированный после ухода из училища Поленова в 1894 году. Традиции московской пейзажной школы, заложенные Саврасовым, развитые Поленовым, были утверждены преподавательской деятельностью Левитана, который на этом поприще завоевал любовь своих учеников.  В его классе стояла «благоговейная тишина», нарушаемая лишь шуршанием кистей и тихим голосом учителя. Среди его учеников были Н.Н. Сапунов, П.И. Петровичев, С.В. Беклемишев, пейзажную мастерскую Левитана посещали П.В. Кузнецов, М.Ф. Ларионов, С.М. Сарьян. Своей педагогической деятельностью он участвовал в формировании нового поколения художников приближавшегося ХХ столетия.

За свою короткую жизнь — Левитан прожил 39 лет, за это время он написал более 400 картин. Собрание произведений художника в Третьяковской галерее состоит из 94 живописных работ и более чем сотни графических произведений, охватывая творчество художника от самых ранних его опытов до последней незавершенной картины 1900 года «Уборка сена». Понимая значимость деятельности Третьякова, художник подарил ему свою знаменитую картину «Владимирка» (1892).  

Завершала прогулку журналистов посещение мастерской художника в Большом Трёхсвятительском переулке, которая ранее находилась во флигеле усадьбы Морозовых. Это помещение предложил Левитану Сергей Тимофеевич Морозов, директор-распорядитель хлопкового «Товарищества Никольской мануфактуры», основатель Музея кустарных изделий в Леонтьевском переулке. Меценат увлекался пейзажной живописью, нередко сам брался за кисть, даже подражал Левитану. Однако в конце концов он, по-видимому, разуверился в своём таланте и передал мастерскую своему кумиру. Сначала это была только мастерская, однако в тяжёлые времена художник нашёл здесь приют и кров.

            Здесь в конце концов прекратились скитания Исаака Ильича, тут он провел последние годы. Домик окружали заросли сирени. Жилые прекрасно меблированные комнаты располагались в первом этаже; наверх, в светлую мастерскую с большим окном, выходящую на север, вела витая чугунная лестница. Высота потолков мастерской наконец позволила Исааку Левитану, который ранее ограничивал себя камерными полотнами, писать крупноформатные картины. Здесь, в Трехсвятительском, были им написаны такие хрестоматийные вещи, как «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро».

В мастерской живописца навещали его друзья А. П. Чехов, Ф. О. Шехтель, Ф. И. Шаляпин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак. К. Ф. Юон и, разумеется, коллекционеры Третьяковы. Любопытно, что сюда к Левитану однажды заглянул и тот самый градоначальник-антисемит великий князь Сергей Александрович с супругою великой княгиней Елизаветой Федоровной. К пейзажисту заходил и будущий ученый Климент Аркадьевич Тимирязев, тогда еще один из первых фотографов-любителей.

В шаговой доступности от усадьбы Морозовых, в Малом Трёхсвятительском переулке, проживала супруга полицейского врача Софья Петровна Кувшинникова, нюансы взаимоотношений которой с Левитаном вдохновили Чехова на создание известного рассказа «Попрыгунья». Имя Софьи Петровны Кувшинниковой (не ранее 1853 – 1907) неотделимо от имени Исаака Ильича Левитана. Она состоялась как талантливый живописец, пейзажист благодаря тесному общению с великим мастером в течение восьми лет, с 1886 по 1894 год. Его ученица, товарищ по охоте, верный друг, а главное, любимая женщина — эти обстоятельства оставляют в тени творческую индивидуальность самой Софьи Петровны. Жена полицейского врача Д.П. Кувшинникова, она в течение более чем 20 лет собирала в своем доме круг интереснейших творческих людей тогдашней Москвы.  

После смерти Левитана во флигеле — мастерской до 1924 года существовал музей художника. Затем он был закрыт. К столетию со дня рождения мастера, 30 августа 1960 года, было официальное решение исполкома Моссовета «Об организации в доме Левитана студии изобразительного искусства» как филиала Третьяковской галереи, которому предполагалось присвоить имя великого художника. Решение тем не менее осталось лишь на бумаге, а помещения флигеля отдали мастерским Художественного института им. В. И. Сурикова. Хоть на доме появилась мемориальная доска Левитану, но ротонда постепенно обрастала гаражами, а половина флигеля была разобрана. Тогда же, в 1960-е годы, был составлен эскизный проект реставрации обветшавшего и много лет неотапливаемого здания. До сих пор реставрация так и не началась.

             А участок, повторимся, — в самом центре, на так называемой Ивановской горке, между Солянкой и Бульварным кольцом. Здание в плачевном состоянии, нуждается в ремонте и реставрации. Очень хочется, чтобы власти обратили бы внимание на это знаковое для российской культуры место и создали музей  известного русского мастера пейзажной живописи Исаака Левитана. 

Подписаться на рассылку новостей
Подписывайтесь на Telegram-канал Союза журналистов Подмосковья