Выпускающий, монтаж, синхрон, пресс-подход, суфлер, стенд-ап, титры — вам знакомы эти термины? Да, это все относится к телевидению. И чаще всего остается за кадром
За кадром вообще многое остается. Например, процесс изготовления материалов, работа технической службы, люди.
В 2021 году Раменскому телевидению исполнилось 25 лет. Большая дата для муниципальной телекомпании, которая создавалась с нуля в те времена, когда технологии только-только начали заходить на новый виток развития.
В то время первым директором МУП «Раменское телевидение» был Андрей Смоляков, возглавлявший его в течение десяти лет. Сейчас Андрей Николаевич не связан со средствами массовой информации, но, как говорится, бывших журналистов не бывает. Стремление к саморазвитию и изучению чего-то нового привели его в другую, не менее интересную профессию.
В декабре 1996 г. МУП «Раменское телевидение» вышло в эфир. В преддверии юбилея, мы вспоминали, как все начиналось, становилось и развивалось.
— Как случилось, что судьба свела тебя с телевидением?
— Тогда на частном телевидении ООО «Дельта-ТВ» в подвале школы №21 работал мой одноклассник. Работал выпускающим — это человек, которые в нужный момент времени вставляет кассеты и воспроизводит их в эфир через обычный микшерский пульт.
Как-то ему нужно было уехать, и он попросил меня подежурить за него. Вот так я первый раз попал на телевидение. И задержался, так как нужны были выпускающие. Так что начал я с самого простого.
Потом занимался обеспечением безопасности и всем, что касается охраны. В 1996 г. пропал Олег Есипов, первый директор телевидения. Уехал и не вернулся. Было даже заведено уголовное дело.
Через какое-то время, 22 июня 1996 г., главой района Владимиров Федоровичем Деминым и председателем Комитета по СМИ Виктором Анатольевичем Мельниковым было принято принципиальное решение о создании муниципального телевидения.
Ну а дальше началась организационная работа. Мою кандидатуру утвердили в качестве директора. В декабре муниципальное телевидение уже стало функционировать. МУП «Раменское телевидение».
— Считаешь себя журналистом?
— В Союзе журналистов я с 2002 г. В начале пути все приходилось делать самому: от съемки и монтажа до выпуска сюжета в эфир. Потом появились и операторы, и корреспонденты, но, если вдруг кого-то не хватало, приходилось, конечно, брать камеру и самому снимать.
Все, что касается и творческой, и технической стороны работы, было изучено. И сюжеты снимали, и кабели тянули, и по крышам лазили.
— Ты помнишь свой первый рабочий день на Раменском телевидении?
— Первый свой рабочий день в качестве директора МУП «Раменское телевидение», конечно, помню. Начали с того, что нужно было переехать из подвала школы в помещение на первом этаже, которое нам отдало Управление образования благодаря мудрому решению Владимира Федоровича Демина. После мы начали осваивать территорию. Была сделана хорошая студия, монтажки. Все специализированные помещения были оборудованы.
— Директор Раменского телевидения образца 1996 г. — кто это?
— Многое предстояло узнать, многому приходилось учиться. Постоянно нужно было набираться опыта у коллег, на семинарах (хотя на тот момент их было немного). Районное телевидение в 1996 г. — это, конечно, абсолютно новое неизведанное дело.
Одно дело, когда ты показываешь совершенно незнакомых тебе людей, и другое — работать там, где живешь. На виду. Рассказывать о соседях, знакомых, друзьях. Соврать нельзя. Нельзя ляпнуть и убежать, как это сейчас делается в соцсетях. Соврал — потерял доверие — провал. Поэтому и популярность такая была у местных районных СМИ. К нам шли за помощью и поддержкой. На тот момент это была самая действенная сила с точки зрения информационного освещения жизни.
Соответственно, директор также должен был обладать многими знаниями.
— Думаю, что об этом уже говорили, но все же: со скольких человек начиналось Раменское телевидение?
— Людей, которые начинали телевидение, было не так много. Коллектив был порядка 12-ти человек. Потому что и средств было на тот момент не так много, сеть не развита, не было какого-то муниципального серьезного финансирования. Зарплаты на тот момент не могли конкурировать.
Но нам всем было интересно работать. Коллектив молодой, творческий. Люди с горящими глазами, те, кому это дело по душе.
Ну а потом Раменское телевидение стало разрастаться, и на момент моего ухода коллектив, его творческая и техническая части, состоял из 45 человек.
— Помнишь первую камеру?
— Первые камеры были стандарта Super-VHS, его уже вообще нет. Обычные кассеты. Потом перешли на DVCAM. А дальше пошли нелинейные станции монтажа. Мы старались развиваться в ногу со временем, но в соответствии с бюджетами, какие были на это предусмотрены. Потому как в телевидении верхней границы стоимости техники просто нет. Есть разумный смысл и соотношение «цена-качество».
Интересно, что, когда стали появляться новые камеры маленького размера, на нас косо поглядывали и спрашивали: «Зачем мы пришли снимать с «мыльницей»? Хотя было понятно, что новые камеры снимают гораздо лучше, чем те «дрова», которые у нас были до этого.
— Помнишь первый сюжет и первую прямую трансляцию?
— Первый сюжет не помню, потому что их было очень много. И монтировать, и снимать приходилось. А вот первую прямую трансляцию помню хорошо. Мы к ней серьезно готовились, было приобретено специальное оборудование. Это была трансляция с Дня города, после которой мы учли все замечания исправили все недостатки и провели следующую на совсем другом уровне.
Это был прорыв и для нас, и для области. Потому как до этого местные муниципальные телекомпании не делали прямые трансляции. Оборудования специального на тот момент не было. Сил было очень много на это потрачено. У нас практически весь коллектив был задействован в первой трансляции: и техники, и журналисты, и операторы. Алла Гришина и Юлия Мельник — ведущие, они целый день провели перед объективом камер.
Это колоссальная работа, которая должна быть сделана сразу и без ошибки.
— По какому принципу ты собирал коллектив?
— Первое — человек должен был уметь что-то делать. Второе — ответственность и надежность. СМИ — четвертая власть, любая ошибка могла привести к чему угодно. Ну и, конечно, главное — человеку должно быть интересно. Практически все, с кем мы начинали были энтузиастами. Как, например, наш оператор Александр Зазулин. Я его встретил на Раменском ипподроме вовремя съемок фестиваля автомобильного спорта «Мороз». Ни я, ни еще двое операторов не успели снять момент переворота одной из машин, а он смог. Подошел ко мне со своей любительской камерой. Я его пригласил на работу. Потом он устроился в Москву в крупную телекомпанию. Оператор от Бога.
Андрей Чехоня тоже профессионал с большой буквы: мог свадьбу снять с одной кассетой так, что потом монтировать даже не надо было. Все болели душой за это дело. Команда была серьезная и творческая. Всех вспоминаю с благодарностью и большим уважением. Алексей Копейкин, Александр Косенков, Алексей Терешкин, Ольга Скрябина — без этих людей не было бы того Раменского телевидения.
Отдельная тема — звуковое оформление: у нас была своя музыка, чтобы не нарушать авторские права. Расим Касумов, Анастасия Зорихина, Илья Соколов — все профессиональные музыканты и звукорежиссеры!
— Самый сложный и самый счастливый твой день в качестве директора Раменского телевидения?
— Самый сложный день был тогда, когда я принял решение уходить с телевидения в область. Министр по делам печати Сергей Николаевич Моисеев пригласил возглавить областное телевидение. И для меня это было сложным решением: уходить или оставаться. Потому что я понимал, что смена лидера может повлиять на коллектив.
А самый счастливый день — день, когда мы одержали первую победу на фестивале подмосковных телекомпаний «Братина». Никто не ожидал от молодой телекомпании победы в номинации «Приз зрительских симпатий». У нас работала Елена Лад, которая сделала репортаж с колес «Лебеди», занявший призовое место. Это были первые самые важные награды. Ну а дальше все начали понимать, что не боги горшки обжигают: мы можем участвовать и побеждать.
— Кто был твоим наставником в те годы? Кто помогал?
— Виктор Анатольевич Мельников, которого уже нет с нами. Он постоянно был рядом и помогал во всем, что касалось работы в районе. Владимир Федорович Демин, который принимал мудрые решения. Нечасто, но мы к нему обращались за советом. Юрий Александрович Липатов тоже помогал.
Что касается творческой составляющей, то это, конечно, коллеги из других районов области. Те, с кем мы вместе начинали развивать муниципальные телекомпании. Александр Гаврилович Новиков из Сергиева Посада. Его уже тоже, к сожалению, нет с нами. Александр Николаевич Сухачев — руководитель Ступинского телевидения. Вячеслав Николаевич Кузнецов из Протвино.
Помогли тоже разные люди. Разные были ситуации в жизни, да и люди были более сплоченными, чем сейчас. Много всего было. Я с большой благодарностью и уважением вспоминаю Руслана Петровича Тырина, который в те годы руководил Раменским ПТОГХ.
— О ком вспоминаешь, когда произносишь словосочетание «Раменское телевидение»?
— Я помню практически весь коллектив. Многие сейчас занимаются своим делом, кто-то работает в серьезных структурах. Телевидение было стартовой площадкой, трамплином для многих. Школой.
Раменское телевидение для меня в первую очередь — это коллектив, коллектив единомышленников, с которыми мы двигались к целям. Перед нами постоянно стояли какие-то задачи: то Останкинская башня сгорит, и нужно восстанавливать вещание, то надо эфирный телецентр запускать, то какие-нибудь программы новые запускать, как например «Вечерний диалог».
За 10 лет, пока я был директором, через Раменское телевидение прошло больше двухсот человек. Кто-то придет, научится, уходит на повышение. А почему нет, если есть возможность уйти на ТВ6 или НТВ, или начать свое дело? По-разному все было. Вспоминаю, конечно, людей.
— Сейчас следишь за нашим телевидением?
— Сейчас за телевидением не слежу, так как подписан на раменские соцсети. Думаю, что соцсети сейчас немного подвинули телевидение с точки зрения СМИ. Но периодически могу какие-то сюжеты посмотреть. А так, конечно, особо не слежу.
На мой взгляд, соцсети сейчас и есть СМИ. Технологии донесения информации до людей без соцсетей вообще не работают. Кроме того, есть четкое распределение по возрастам: те люди, которые еще читают газету, они в соцсетях не сидят, и наоборот. Это абсолютно разные ниши.
В любом случае, информация получила гораздо больше каналов распространения, чем раньше. Наверное, с точки зрения развития традиционных СМИ стало сложнее. Хотя, что сейчас СМИ? Под это понятие сейчас можно отнести любой паблик или даже блогера.
Но вот, что интересно — мы первые чуть ли не в стране начали интернет-вещание. Не стрим, конечно. Мы стали выкладывать на сайт ролики новостей. Раменское телевидение первым пришло к тому, что необходимо пускать в эфир новости в разное время: то есть у нас выходил первый вечерний выпуск новостей, а дальше он повторялся каждый час, чтобы охватить как можно больше зрителей. Например, тех, кто работал в Москве и не успевал к первому выпуску. В этом плане определенный прорыв в районе мы обеспечили.
— «Братина» для Раменского телевидения — отдельная страница в истории. Что для тебя «Братина» тогда и сейчас?
— Это отдельная страница истории, становления и развития телевидения Подмосковья. Это дружба между телекомпаниями, которая вырастала в реальную помощь и поддержку, обмен опытом. Мы все перезнакомились, начали ездить друг к другу в гости. Ну и это был определенный срез: кто на каком уровне находился. Когда мы стали брать первые места, вошли в пятерку лучших телекомпаний области.
А сейчас «Братина» — это старые друзья. Те, кто еще жив, и те, которых уже с нами нет. Это воспоминания. Со многими общаемся до сих пор. Дружба и взаимовыручка остались.
— Стал бы сейчас создавать Раменское телевидение, если бы тебе сказали – «собирай первых и начинай»?
— Создавать что-то если тебе поручают и доверяют — здорово. Если бы мне это предложили, я бы, конечно, согласился. Но сейчас нужно создавать что-то совсем другое, потому что Раменское телевидение уже есть. Всегда интересно создавать что-то неизведанное. Как говорится, лучше что-то делать и быть нужным, чем просто свободным.
Ольга Чехачева
Фото их архива редакции