Союз журналистов Подмосковья продолжает работу по проекту «И снова Пушкин!», который в этом году объединил сразу два проекта — литературно-просветительский проект «Первоисточник» и художественный проект «Левитановские сезоны». Журналисты и художники посетили Государственный музей-заповедник Остафьево «Русский Парнас».
Эту красивую усадьбу, построенную в стиле классицизма конца XVIII — начала XIX века, называют Русским Парнасом. Роскошное поместье сыграло значительную роль в развитии русской литературы XIX века. Благодаря ее хозяевам — Вяземским, Остафьево притягивало к себе известных поэтов и писателей. Сюда неоднократно приезжал Александр Пушкин. Именно он, по преданию, дал такое поэтичное название этому месту. Поэт считал, что здесь обитают музы, как и на священной горе бога Аполлона.
Здесь гостили Грибоедов, Гоголь, Тургенев, Давыдов. Александр Пушкин приезжал часто и надолго. А в период с 1804 по 1815 гг. в усадьбе жил и работал историк Карамзин. Восемь из двенадцати томов «Истории государства Российского» были написаны именно здесь. В музее представлена отдельная экспозиция, посвященная трудам Карамзина
Вяземские считали, что ведут свой род от самого Рюрика. Петр Андреевич Вяземский унаследовал усадьбу от своего отца, Андрея Ивановича. Как и отец, он был человеком очень образованным и имел страсть к литературе, писал стихи и прозу, а также выступал в качестве критика. Стихотворения Вяземского стали народными песнями («Тройка мчится, тройка скачет…»), цитаты – пословицами («И жить торопится, и чувствовать спешит», «квасной патриотизм», «Дедушка Крылов»).
Разумеется, в первую очередь Вяземский для нас – друг Пушкина («…счастливый Вяземский, завидую тебе!»), один из самых любимых его друзей, коллег и соратников.
Общие литературные интересы положили начало долгой и крепкой дружбы, которая сопровождала их до самой смерти Александра Сергеевича. После знакомства в лицее, Пушкин написал Вяземскому и это стало началом многолетней переписки поэтов. Письма сохранились. Всего в архивах музея около сотни писем.
Был Петр Андреевич хорошим журналистом и критиком. Именно Вяземский еще в 1827 году придумал название пушкинского журнала «Современник» и разработал его концепцию. Писал рецензии на произведения Пушкина.
Стихи Вяземского Пушкин часто цитирует в своих произведениях- это и эпиграф к «Станционному смотрителю» и отсылки к творчеству поэта в «Медном всаднике». Самого Петра Андреевича Пушкин ввел в VII главу «Евгения Онегина» как героя романа.В частности, Татьяна скучает на приёме у московской родственницы:
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел.
Поэты крепко дружили и поэтому смерть Пушкина стала шоком для Петра Андреевича. Вяземский сохранил некоторые вещи друга, среди которых жилет, трость, перчатки, письменный приборы и рабочий стол.
Сейчас эти предметы можно увидеть в Остафьево, в том самом кабинете, в котором останавливался Александр Сергеевич во время своих редких визитов к другу.
В 2017 году проект восстановления усадьбы стал лауреатом конкурса «Московская реставрация». Специалисты в течение 16 лет реставрировали фасады дворца и интерьеры главного дома по архивным документам, старым фотографиям и дошедшей до наших дней акварели, датируемой 1817 годом. В ходе реставрации преобразился не только сам дворец, но и территория вокруг него. В усадьбе воссоздали парк, высадили хвойную и липовую рощи, отреставрировали памятники, вернули беседку «Храм Аполлона» и деревянный горбатый мостик.
Куратор проекта «И снова Пушкин!» журналист, член Правления СЖП Евгения Лозовик, а куратор пленэра «Левитановские сезоны» художник, член Союза художников Подмосковья, председатель секции «Пленэрная живопись» ЕХС Светлана Орлова.