Старая версия сайта
Мир и сон тригорских нив

Подмосковные журналисты, продолжая путешествовать по пушкинским местам, посетили и соседнее с Михайловским имение Тригорское, принадлежавшее семейству Осиповых-Вульф. Недалеко от Тригорского — Святогорский Успенский мужской монастырь, в котором находится могила великого русского поэта.

Усадьба Тригорское принадлежала сельским друзьям Пушкина, семье Осиповых-Вульф, с которыми Александр Сергеевич очень подружился. Хозяйка имения, Прасковья Александровна Осипова-Вульф вместе с семейством жила в усадьбе и семнадцатилетний Пушкин прибегал к соседям в старый барский дом. Но потом дом стали ремонтировать, ремонт затянулся и в 1820 году все домочадцы перебрались в здание бывшей полотняной фабрики, разделив на комнаты для своей большой семьи.

Дважды вдова Прасковья Александровна воспитывала дочерей-барышень Анну и Евпраксию, маленьких Марию и Екатерину и падчерицу, дочь второго мужа Осипова, Александру, которую дома звали Алиной. Старший сын Алексей был другом Александра, а младшие Валериан и Михаил в Тригорском не жили, так как учились в Петербурге. В усадьбе была огромная библиотека и Пушкин любил подолгу сидеть с книгами, перелистывать страницы, читать, делать выписки. Здесь он мог найти книги по античной и русской истории, художественной литературе всех времен и народов, календари, справочники, энциклопедии. Пушкинисты считают, что библиотека Тригорского послужила толчком к созданию личной библиотеки поэта.

Присутствие трех молодых девушек привносило в атмосферу дома особую прелесть.  В   воспоминаниях домочадцев говорится, что в ожидании визитов Пушкина весь дом «крахмалом шумел». Одно из стихотворений юный Александр посвятил Александре Осиповой (Алине) — стихотворение «Признание»:

  Я вас люблю, — хоть я бешусь,
 Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!


Для журналистов было интересно узнать, что это стихотворение не было опубликовано при жизни поэта как очень личное послание, не для чужих глаз.

А потом в Тригорское к своей тетке Прасковье Осиповой-Вульф, приехала Анна Петровна Керн… И это совсем другая история, которая подарила миру поистине шедевр романтической лирики! Каждый знает его волнующие строки: «Я вас любил…»

 А все дружное семейство Осиповых-Вульф поэт сделал прототипами семьи Лариных в романе «Евгений Онегин». После того, как роман был опубликован, обитатели Тригорского долго ломали голову: кто из них соответствует тому или иному персонажу. То, что роман пропитан ароматом здешних мест и наблюдениями Пушкина за жизнью своих соседей — факт. А прямых параллелей нет. Разве что, в парке возле усадьбы экскурсовод показал нам скамью Онегина и аллею Татьяны Лариной. Но это не исторические реликвии, а всего лишь дань памяти героям романа и поэту.

Неподалеку от Тригорского находится Святогорский Успенский мужской монастырь. который был основан по приказу царя Ивана Грозного в 1569 году. В древних писаниях основание монастыря связывается с легендой о явлении чудотворной иконы Богородицы Одигидрия местному блаженному пастуху Тимофею Терентьеву: в 1566 году на одном из холмов в окрестностях города Воронич была найдена эта икона. Собор был построен псковскими мастерами и представляет собою типичный памятник псковской архитектуры XV-XVI веков. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи защищали Псковскую землю. В XVII–XVIII веках монастырь относился к богатейшим на Руси, к концу XVII века в списке тридцати «старших» обителей Руси он находился на 27-м месте.

Когда Александр Сергеевич бывал в Михайловском, он часто приходил в монастырь   на поклон могилам своих предков, памятью которых свято дорожил. Общаясь с настоятелем, поэт задумал написать произведение о временах Смуты — драму «Борис Годунов». Работая над историческим сюжетом, Пушкин пользовался архивными документами и библиотекой, которая находилась в светелке братского корпуса монастыря.

Александр Сергеевич приезжал сюда за год до дуэли — хоронил мать Надежду Осиповну. На территории монастыря он купил кусочек земли и для своей могилы. В ночь перед погребением, с 5 на 6 февраля 1837 года, гроб с телом русского поэта стоял в Одигитриевском приделе Успенского храма. 6 февраля гроб опустили в землю у алтарной стены, рядом с родовым захоронением Ганнибалов-Пушкиных. Обелиск был установлен позднее в 1841 году на деньги его вдовы Натальи Николаевны.

Недалеко от монастыря находится памятник поэту. Глядя на него, невольно вспоминаешь пушкинские строки: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Прошло столько лет, а побывав в Пушкиногорье, душой и сердцем  понимаешь всю «русскость» пушкинской поэзии.

Подписаться на рассылку новостей
Подписывайтесь на Telegram-канал Союза журналистов Подмосковья