Старая версия сайта
«Он улетел. Но обещал вернуться»

        Если человек, у которого ты берёшь интервью, не просто коллега (пусть и бывший), а ещё и друг (не бывший, а вполне «действующий), то к процессу этому надо подходить со всей ответственностью, непредвзятостью, нелицеприятностью и без должного подобострастия. Что я в разговоре с Геннадием Анциферовым — «блудным сыном клинской журналистики», я и постарался сделать. Вместе с серьёзным лицом…

— Геннадий, а ведь когда-то ты был таким же, как и мы — простым журналистом: жаловался на начальство, ругал подчинённых… Впрочем, это не главное. Делом жизни для тебя было — Телевидение! Не считая, конечно, дурных привычек…Но это, опять-таки — как и у многих других наших коллег-журналистов. Вспомни, расскажи, как и когда ты встал на трудный, если не сказать «скользкий» путь работника телевидения?

— Это было очень давно. Я тогда был ещё молодым…

— То есть практически сразу после того, как Зворыкин изобрел телевизор?

— Нет, несколько позже. Мы с друзьями — Димой Кирилловым и Володей Яковлевым увлекались музыкой, создали рок-группу, в которой я тоже поигрывал на гитаре. Мы пришли в Клинский рок-клуб к её бессменному президенту Светлане Лозовской, она с радостью приняла нас сначала с гитарами, а потом и с видеокамерой, потому что нам вдруг пришла в голову мысль: снять «передачу» про наших клинских рок-музыкантов. Для телевидения. Что мы и сделали. Володя и Дима были ведущими, я занимался видеосъёмкой и монтажом и вскоре почти часовой, как сейчас говорят «проект» был готов. Мы принесли этот «шедевр» на единственное на тот момент в городе «Клинское телевидение», они нас долго «динамили», но в конце концов программа вышла в эфир. Радости нашей не было предела! И тогда мы решили сделать уже целый цикл передач про клинский рок. Снова пришли на телевидение с предложением взять нас на работу, но по каким-то причинам нас не приняли…

— Наверное, там работали поклонники попсы…

— Может быть. А потом в Клину было создано Телевидение «Поиск», главным редактором которого стала Светлана Шарапова, а директором Евгений Грязнов, и туда нас взяли уже с удовольствием. Так и начался наш, как вы уверяете, «скользкий» путь в журналистике. Естественно, что кроме музыкальных передач мы стали делать и другие — спортивные. Мы с Димой Кирилловым это очень любили. Несколько лет спустя нам с ним довелось поездить по разным городам, снимая репортажи и проводя «почти прямые» трансляции с футбольных и хоккейных матчей уже для другого телеканала. Нам всё это очень сильно нравилось. Давно это было…

— То есть ты на работе имел наглость заниматься в основном тем, что тебе нравилось, а не тем, что от тебя требовало руководство?

— Да, все мы были очень счастливы, довольны жизнью и работой. Радовались, что жизнь повернулась так, что мы можем заниматься творчеством. Мы были просто очарованы тем временем, которое в те годы наступило. А то, что нам не нравилось, мы пытались изменить в лучшую сторону: «нести в массы» какие-то рождавшиеся в наших головах идеи.

— Говорят, что скромность — кратчайший путь к забвению. Но мы, как Красная Шапочка, предпочитаем ходить по длинной дороге. Поэтому я попрошу тебя рассказать коллегам о том, за какие свои работы ты увозил с различных конкурсов и фестивалей довольно большие как по габаритам, так и по престижности награды? И какие из этих работ (не скажу наград) тебе особенно дороги?

— Ты знаешь… Так сложилось, что на различные телестудии судьба меня посылала несколько раз. И в разное время. Денег больших работа на телевидении не приносила, а у меня — семья, дети, нужно было как-то зарабатывать, поэтому я периодически уходил, занимался коммерцией, частным бизнесом. Потом возвращался… Несколько лет назад была последняя (на сегодняшний день) попытка вернуться на телеканал «Поиск», и мы с женой, которая тоже туда тогда вернулась, с удовольствием выезжали и участвовали в различных конкурсах, фестивалях, делали репортажи «с колёс»… Например, в Егорьевске наш репортаж жюри оценило, как самый лучший, самый удачный, самый смешной… Ты, же тоже в нём поучаствовал! До сих пор не могу понять, как я это допустил…

— Просто я всю жизнь рвался на телеэкран, а меня не пускали, а твоё сопротивление я преодолел.

— А потом к 700-летию Клина мы решили сделать «историко-художественно-документальный сериал» про то, как наш город жил в разные времена. Этот проект мы назвали словом, которое придумал всё тот же Дима Кириллов — «Клинопись», а сценарии разрабатывала Инга Филиппова. И — пошли по векам. Я настолько в это дело влез, что вылезти не мог. Почти год мы им занимались: было много постановочных съёмок, мне всё жутко нравилось. Я очень много нового и интересного узнал про наш город. В итоге работа эта нравилась не только нам: мы получили за «Клинопись» сначала Премию имени Мельникова, а потом Гран-при на фестивале «Братина». Чаша была действительно огромной… Да и другие награды и полезные, и очень приятные. Незабываемое время!

— В продолжение темы незабываемости…Я знаю, что многие участники легендарных уже Автопробегов Союза журналистов Подмосковья вспоминают тебя не теми словами, с которыми ты думал про начальство, и даже не теми, которыми ты разговаривал с подчинёнными. Вспоминают — с теплотой, вспоминают с улыбкой. Ответь: почему мероприятия, которые наш Союз продолжает организовывать, ты вдруг стал «прогуливать»? Достаточно ли уважительная тому причина?

— Каюсь, грешен… Я не идеальный человек
(На этом месте интервьюер потерял от удивления дар речи, а его диктофон растерянно остановился… и снова пошёл.)

Да, пропускаю. По разным причинам. Мир изменился. Очень сильно изменился. И я уже не вижу каким образом то, что мы делали раньше, может на него влиять. В журналистике я теперь не работаю. Так сложилось. С телевидения мне пришлось уйти. Долго маялся и, наконец, решил вспомнить, что у меня два высших технических образования, одно из которых связано с компьютерами. В итоге я стал системным администратором в Клинском городском суде.

— Значит не зря говорят, что как занятия бизнесом, так и журналистская работа, в конце концов, доводят до суда…

— В какой-то степени. Да, с телевидением «дороги наши разошлись…»

— «… и вы не встретитесь случайно». Не скучаешь по телекамере, по съёмкам, по монтажу?.. А главное — по друзьям из Союза журналистов?

— Я знаю, что нет ничего невозможного. Может быть, когда-нибудь…

— Какие связанные с журналистикой и с нашим Союзом события ты вспоминаешь во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах нашей Родины? Помогают ли тебе эти воспоминания развеивать сомнения и делать раздумья не столь тягостными?

— Хорошо сказал… Конечно, вспоминаю! Там — прекрасные люди! И Наталья Чернышова, и Анечка Морева, и Костя Андреев, и Володя Симонов… Да и, не побоюсь сказать, — Лёша Сокольский…

(Тут я покраснел, а диктофон заскрипел — видимо, хихикал)

Конечно, я скучаю по нашим автопробегам. То, что было раньше — это так здорово, так интересно. Мы столько всего узнали! Столько всего сняли и написали! Мне кажется, что эти мероприятия, которые мы во многом благодаря Анечке Андреевой проводили каждый год…

— Пока она благодаря своему мужу Константину не стала проводить годы в декрете…

— Не перебивай! Эти мероприятия не может забыть никто. Вспоминаю я и нашу поездку в Тюмень и Тобольск с заездом «в гости» к Распутину, в его музей в селе Покровском. С удовольствием вспоминаю путешествия с нашими любимыми друзьями-коллегами из Ростова-на-Дону. Это в памяти — на всю жизнь.

Так что, конечно же, я очень скучаю и очень хочу снова со всеми встретиться…

— Хотел спросить, когда ты в последний раз платил членские взносы, но вспомнил, что в «Финансовой газете» я не печатаюсь. Хотел спросить, какой телеканал ты сейчас смотришь, но вспомнил, что Чемпионат мира по футболу уже кончился, а матчи «Мир Российской премьер-лиги» (Как только не боятся её так называть?) продолжатся только в марте. Хотел спросить, мнение каких тележурналистов ты уважаешь, но — просто вспомнил… Поэтому давай перейдём к твоему хобби, благодаря которому ты снова оказался связан с телевидением, но — уже не в качестве оператора, а в качестве героя новостей. Расскажи про птиц, которых ты разводишь. И правда ли, что Чайковский написал балет «Лебединое озеро», когда пришёл к тебе в дом. У пруда. В Подмосковье…

— Я как-то не помню, чтобы он ко мне приходил. Да и ты раньше врал… то есть рассказывал, что это «Щелкунчик» он написал, побывав в музее ёлочных игрушек «Клинское подворье»… Может быть он и на самом деле видел в Клину лебедей, но — в Майдановском парке. А лебедей я действительно однажды решил завести, чему до сих пор очень сильно рад. Да всех соседей своих, как мне кажется, тоже радую. И все, кто приезжает летом в Большое Щапово купаться, тоже смотрят на этих прекрасных птиц и понимают, что мир прекрасен…

— Но как «круто ты попал на ТВ», стал звездой, точнее «сорокалетним фермером»? В свои-то 50 с хвостиком… Что случилось?

— Как это часто бывает, у человека, который хочет что-то сделать, поначалу ничего не получается. Мы же все — «умные», мы никого не слушаем, поэтому учиться приходится на собственных ошибках. Когда я заводил лебедей, опыта у меня не было, сам всё придумывал, сам решал вопросы. И некоторые из них решил не правильно… Десять лебедей однажды взяли и улетели, потому что не успел я им крылья подрезать.

— То есть ты хотел лишить их полёта? А ещё жалуешься, что кто-то мешал тебе творить!..

— Увы… действительно десять лебедей улетели, но так как из «родителей» у них был только я, а сам я летаю только самолётами, то разлетелись они не в сторону «тёплых краёв», а «на все четыре стороны». Люди их увидели и начали звонить, выяснять: кто такие, откуда?! Об этом писать в интернете, в соцсетях, волна «массовой информации» докатилась до Москвы… так на меня вышли «Вести. Россия» и газета «Московский комсомолец». Они и рассказали о том, что от меня, «сорокалетнего фермера» «сбежала» стая лебедей. И о том, как мы вместе с сотрудниками МЧС их по всему району вылавливали…

— Все нашлись?

— Да, нашлись все, но не все вернулись. Четверо улетели в сторону Селигера. Мне оттуда звонили, но отдавать не захотели…

— И последнее: каким должны быть средства массовой информации, чтобы тебе захотелось вернуться в профессию?

— Тут всё очень просто… Они должны стать таким, каким я их ещё помню: творческими, независимыми. Чтобы те журналисты, которые там работают, писали, говорили и показывали то, что им хочется, то, что считают важным и нужным, а не то, что им велят, на что указывают. Пока средства массовой информации такими не станут, желание туда вернуться вряд ли ко мне придёт. Будем ждать…

— …У лебединого озера погоды. Спасибо!

Беседовал — Алексей Сокольский. 

Подписаться на рассылку новостей
Подписывайтесь на Telegram-канал Союза журналистов Подмосковья