Подмосковные журналисты посетили оперу «Пиковая дама» в Михайловском театре Санкт- Петербурга.
Проект Союза журналистов Подмосковья «Первоисточник» включает в себя и посещение театральных постановок, основой которых является произведения российских поэтов и прозаиков. Поскольку этот год посвящен знаменательной дате — 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, то и выбор репертуарного спектакля был ориентирован именно на его творчество.
Пожалуй, все мы знаем, что небольшая повесть «Пиковая дама» самая мистическая в творчестве Пушкина. Он не только смог красиво изобразить историю, но и вложил в нее весь свой литературный талант. Пушкинисты утверждают, что это произведение — первое сочинение русского гения, которое открыло цикл последующих размышлений о пороках людей и неизбежным наказанием за это.
Да и сюжет автору подсказал его приятель граф Голицын. Как-то поэт признался одному из друзей, что главная завязка повести не вымышлена. Голицын рассказывал Пушкину, что однажды он сильно проигрался и пришел к свой бабке, княгине Наталье Петровне Голицыной, просить денег. Ничего она ему не дала, а назвала три карты, которые помогут ему выиграть. Карты эти были «назначены» ей в Париже французским авантюристом Сен-Жерменом. Голицын последовал совету бабушки и отыгрался. Дальнейшее развитие сюжета вымышлено.
После того как повесть увидела свет, поэт записал в дневнике 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…»
Повесть насыщена мистическими мотивами, популярными во времена Пушкина. Карта «Пиковая дама» считалась самой таинственной картой — она означала «тайную недоброжелательность». Пушкин намеренно и с иронией выбрал именно ее, символ неизбежного поражения тех, кто ради успеха готов забыть об основных человеческих качествах: любви, верности, сострадании.
А что же с музыкальным произведением – оперой «Пиковая дама»? В 1890 году Чайковский написал музыку к этому литературному произведению. Существует версия, что изначально Петр Ильич не хотел браться за работу потому, что в основу сюжета легла подлинная история княгини Голицыной и ее внука. Композитор испугался мистической силы, которой была пропитана повесть. В конце концов Пётр Ильич согласился писать, но при одном условии – если будет изменено либретто.
Действительно, сюжет оперы несколько изменен и был написан братом композитора Модестом Ильичом Чайковским. Тогда композитор принялся за работу и незаметно драматизм истории полностью захватил его. За ведущим конфликтом «человек-судьба» скрывается разрушительное противостояние страстей. Германа терзает любовь, а игра сводит его с ума. Роковое начало, губящее счастье человека, превращает его в игрока. Такой сильной метаморфозы героя ранее опера не знала. Чайковский был полностью захвачен работой над оперой и написал ее с поразительной быстротой- всего за 44 дня!
Казалось бы, мистика произведения должна быть утеряна, но…Интересный факт. Как помнит вдумчивый читатель, выигрышные карты – тройка, семерка, туз. И структура оперы «Пиковая дама» составлена из трех действий и семи картин.
В Михайловском театре прекрасная постановка этой оперы: великолепно подобранные голоса артистов, музыкальное сопровождение оркестра и волшебная музыка гениального композитора полностью погружают в мистику пушкинских строк.
Хочется добавить еще немного удивительных фактов, связанных с созданием этого шедевра.
Например, княгиня Голицина ушла из жизни в том же году, что и Пушкин — она пережила поэта всего на три месяца и похоронена в Москве в семейной усыпальнице Голицыных в Донском монастыре.
В Петербурге, в доме напротив особняка княгини Голицыной в 1893 г. скончался автор оперы Петр Ильич Чайковский и похоронен в Александро-Невской Лавре.
«Пиковая дама» экранизировалась более 20 раз в течение XX века. И в нынешнем столетии это произведение продолжает вдохновлять режиссеров из разных стран.