В декабре 2023 года Институт этнологии и антропологии РАН совместно с Союзом журналистов Подмосковья организовал экскурсию в главном здании отечественной науки. Участниками встречи стали студенты Московского университета имени А.С. Грибоедова. Мария Цветкова взяла интервью у младшего научного сотрудника ИЭА РАН Анны Рассказовой, которая поделилась историей своей увлекательной профессии.
— Как правильно называется ваша специализация?
— Моя специализация – физический антрополог. Если конкретно, то подотдел, которым я занимаюсь – палеоантропология. Это раздел антропологии, который занимается костями древних и не совсем древних людей.
— Как люди приходят в эту профессию?
— Большинство приходит с биологического факультата МГУ. Там есть кафедра антропологии, физической антропологии. Оттуда, в основном, и идут. Но есть некоторые историки, которые приходят с кафедры археологии. Когда они начинают работать, то сталкиваются с антропологическими материалами и влюбляются в процесс. Хотя большинство, конечно, это биологи.
— Что нужно учитывать при поступлении на подобную специальность?
—Прежде всего нужно учитывать условия работы. Потому что, если вы изначально биолог, значит готовы жить в палатке, участвовать в экспедициях. Скорее всего, это будут выезды в город, а иногда куда-нибудь в поле. Нужно помнить, что работать вы будете всё-таки с костями. Придётся мерить, исследовать, знать помимо биологии, археологии, истории много математической статистики. Это скорее про «куда-то» поехать, «где-то» пожить, в не очень удобных условиях, весь день ковыряться в земле, собирать кости, рисовать. Это про образ жизни.
— Случаются ли аллергические реакции на кости?
— Да, такое случилось с моей знакомой, которая закончила кафедру антропологии, начала работать, и у неё проявилась аллергия. Она не может взаимодействовать с костями, поэтому пришлось сменить профессию.
— Какие существуют этапы реконструкции черепа?
— Первый этап – археологическая раскопка, если это не криминальный случай. Дальше всё зависит от сохранности. В некоторых случаях череп нужно отреставрировать – это может быть набор маленьких кусочков, которые надо склеить между собой. Следующий этап – сама реконструкция, которая включает в себя исследования и измерения: расчёт признаков по уравнениям, создание контурной реконструкции и, на основе всего этого, создание графической или структурной реконструкции. Заключительный этап – воссоздание одежды, головных уборов, украшений, если это нужно, допустим, для выставки.
— Что может повлиять на процесс сохранности костей?
— Многое зависит от влажности, кислотности, качества почвы и условий залегания.
— Как много времени может занять вся работа над черепом?
— Нужно понимать, что реконструкция бывает разная. Бывает графика, когда создается рисунок, а бывает объёмный формат – гипсовые бюсты. Или, примерно то же самое, но в компьютере, то есть 3D виртуально. И, конечно, всё зависит от качества черепа, потому что бывает необходима реставрация. Поэтому, наверное, от двух недель до полугода.
— Какие используются инструменты в реконструкции?
— Сначала используются инструменты для реставрации черепа. Это мастика, специальные лопаточки для неё, горелка. Потом используются измерительные инструменты. Дальше, если вы рисуете традиционным способом, потребуются: краска, карандаш и всё сопутствующее. Если на компьютере – графический планшет. Если это лепка, то, соответственно, все скульптурные принадлежности.
— То есть, нужно обладать минимальными навыками рисования?
— Да, безусловно.
— Расскажите о самом необычном опыте в вашей практике.
— Я часто работаю в декорациях к фильмам, потому что занимаюсь Центральной Россией и очень часто там, где идут археологические раскопки – снимают фильмы. Например, я работала в Суздале в декорациях к фильму «Царь». Работала в Кириллове, где Кирилло-Белозерский монастырь, под Вологдой, в декорациях к фильму «Раскол». Сейчас же занимаюсь погребениями Таштыкской культуры, Оглахтинским могильником. У них были очень сложные обряды захоронения, и на лицо клали гипсовую маску. Я всю жизнь мечтала заниматься именно с этими материалами. Так получилось, что мне сделали такое предложение, поэтому я очень счастлива.
Над материалом работала Мария Цветкова