Реализуя проект «И снова Пушкин!» подмосковные журналисты посетили один из древнейших городов России- Псков. С этим городом великого русского поэта связывают поистине тесные узы-здесь находится его родовое имение, любимые места и друзья. Здесь поэт бывал неоднократно, он любил и интересовался историей этих мест, а некоторые легенды и персонажи прочно поселились на страницах его произведений.
Псковская земля — древний и суровый край, который не раз спасал древнюю Русь от страшных набегов и разорений, местные курганы хранят тайны первых славянских племён, а крепостные стены помнят яростные сражения с захватчиками. Это и родина первой русской святой — равноапостольной княгини Ольги, которая родилась неподалеку от города. Поэтому наше увлекательное путешествие по городу началось от Ольгинской часовни, с левого берега реки Великой, где, по преданию легендарная основательница Пскова княгиня Ольга увидела три ярких луча и предрекла возникновение города, который будет славен в веках.
Как считают историки, поселения возникли на этом месте ещё в V веке. А первое дошедшее до нас письменное упоминание о Пскове относится к 903 году, когда город впервые упоминается в «Повести временных лет». Кстати, это самая ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей. Замечательный экскурсовод Владимир Скляренко увлекательно рассказывал о княгине Ольге, псковской крепости, об исторических событиях Древней Руси и о той роли, которую сыграл Псков в становлении государственности. Поразили цифры, которые привел Владимир: Псковская крепость выдержала и отразила 129 нападений и 30 осад. Крепостная стена становилась непреодолимым препятствием для Ливонского ордена, Ордена меченосцев и других чужеземцев. Через реку Великую открывался путь в Западную Двину, а по реке Черёхе (приток реки Великой) можно было дойти до Новгорода и выйти на тот самый «путь из варяг в греки». С момента своего основания и вплоть до начала ХХ века Псков захватили только один раз.
Сердцем старого города всегда был Псковский кремль, который здесь называется Кром.
Он объединяет в единый ансамбль Довмонтов город, Вечевую площадь и Троицкий собор. Псковский Кром занимает площадь в 3 га, которую окружают стены высотой до 8 метров и толщиной до 6 м. Построенный примерно в начале XII века, псковский Кром, как и любое оборонительное сооружение, имел 40 башен. До наших дней сохранилось только семь. Кстати, в 2013 году псковский Кром вошёл в десятку медийных символов России.
В XIII веке около Крома появилась дополнительная линия укреплений, которая стала называться Довмонтовым городом. Такое название место получило в честь правителя Пскова князя Довмонта (в крещении Тимофея). На территории в полтора гектара располагалось около 20 церквей! Сейчас видны только законсервированные основания этих храмов, но и они производят неизгладимое впечатление.
Поскольку Псков был столицей Псковской республики (или Псковская вечевая республика, или официальное- Псковское господарство, Псковская земля), в центре кремля находится просторная вечевая площадь, на которой и сейчас висит колокол. Такое государственное образование на территории Древней Руси с начала XI века до 1136 года управлялось киевскими наместниками, затем входило в состав Новгородской республики, а полностью независимым государством стало с 1348 года. Полтора века продолжалось правление вечевой республики, а затем Псковская земля была присоединена к великому княжеству Московскому и вошло в состав централизованного Русского государства.
Здесь же находится Троицкий собор, главный храм Пскова и всей Псковской земли. Если верить летописям, то псковский Троицкий собор является самым первым христианским храмом в России. В древности, во времена Псковской республики, перед собором находилась вечевая площадь — место, где решались все общественные вопросы, начиная от заключения договоров о союзничестве, заканчивая выбором нового князя. Здесь же покоятся останки местного чудака Николы Салоса. Предание гласит, что Никола лично укорил Ивана Грозного в чрезмерной жестокости, чем спас от казни многих псковичей. Есть и легенда, что Александру Пушкину рассказывали по юродивого Николку и он послужил прототипом юродивого в драме «Борис Годунов».
Псков стоял на перекрестке торговых путей, а потому часто подвергался нападению врагов, коих в ту пору у него было немало – поляки, шведы, немецкие рыцари… Поэтому Псков имел пять каменных линий укреплений! На псковской земле на льду Чудского озера произошло то самое Ледовое побоище. Именно здесь войска под предводительством Александра Невского, разгромили рыцарей могущественного Ливонского ордена. Кстати, Александру Невскому установлен памятник «Ледовое побоище» на горе Соколиха в пригороде Пскова.
В середине XVI века Псков осадило пятидесятитысячное польское войско во главе с королем Стефаном Баторием. Секретарь Стефана Батория в ходе осады города написал в дневнике: «Боже, какой красивый город, точно Париж! Помоги нам, Господи, с ним справиться!». Полгода польско-литовская армия осаждала Псков, но город выстоял. В юго-западной части Псковской крепости находится самая мощная крепостная башня — Покровская, которая считается одной из крупнейших в Европе. Её сооружение датируется XVI веком. До сих пор вокруг этой достопримечательности Пскова ведутся археологические изыскания. Недавно археологи обнаружили новые фортификационные сооружения, не имеющие аналогов в мире, что подтвердило уникальность башни.
До начала XVIII века Псков был одним из крупнейших городов не только России, но и Европы, и важнейшим оборонительным и торговым центром России. И только после основания Санкт-Петербурга Псков утратил свое главенствующее положение на западных рубежах нашей страны.
В месте слияния реки Великой и речушки Мирожи в начале XII века возник Мирожский монастырь и был построен первый каменный храм Пскова – Спасо-Преображенский собор. Обитель знаменита своими домонгольскими фресками, покрывающими стены церкви во имя Преображения Господня, которая была построена новгородской строительной артелью в период княжения Святополка Мстиславича. Это единственный в Пскове храм византийского образца. Храм сверху донизу расписан фресками неизвестными мастерами, выходцами из Греции. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии XII века. Идеи христианского просвещения отчетливо проявляются в особом повествовательном тоне Мирожских росписей. Помимо главных евангельских событий, расположенных в верхней зоне храма, а также второго – вспомогательного – страстного цикла, здесь присутствует беспрецедентный для своего времени набор сюжетов, повествующих о чудесах и исцелениях Христа, параллели которому можно найти только в иллюстрированных Евангелиях того периода.
В XVII веке уникальная фресковая живопись в Спасо-Преображенском соборе была забелена и это способствовало спасению и сохранению уникальных старинных рисунков. Фрески эти вплоть до 1890-х годов оставались под слоем штукатурки, когда она была отбита, драгоценные, случайно обнаруженные фрески, стали доступны для научного исследования. В июле 2019 года решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО Спасо-Преображенский храм внесён в список ЮНЕСКО в перечне храмов псковской архитектурной школы.
В Пскове есть памятник А.С. Пушкину и его няне Арине Родионовне. Поэт неоднократно бывал на Псковской земле и, вдохновленный красотами этого дивного края, написал здесь немало произведений. Здесь Пушкин изображён вместе с няней.
Было увлекательно путешествовать во времени, как в плане историческом, литературном и православном с нашим проводником и организатором этой поездки Евгением Степановым- журналистом, экскурсоводом и интересным рассказчиком. Именно Евгений рассказал, что в городе находится 46 церквей, из который 10 включены в список культурного наследия ЮНЕСКО и познакомил с каждой из них во время прогулки.
Конечно же, мы не ограничились только путешествием по достопримечательностям древнего Пскова. Побывали в крепости Изборска, осмотрели боевые башни и Никольский собор, спустились к Словенским ключам и древнему Городищенскому озеру, которое никогда полностью не замерзает. Здесь живут утки и прекрасные белые лебеди.
Заехали и в Печоры, где посетили Псково-Печорский Свято-Успенский монастырь, поклонились мощам преподобного Корнилия и помолились около чудотворной иконы Успения Божией матери. Зашли и пещеры Богом сданных. Свой последний приют в пещерах нашли предки Суворова, Кутузова, Пушкина, Мусоргского…
Смогли ненадолго заскочить и в уникальный приграничный городок Остров, полюбоваться храмом, старым мостом, посетить главную площадь.
А напоследок мы заехали в небольшое фермерское хозяйство Барановское, где отдохнули и смогли попробовать ягодные наливки, приготовленные по старинным рецептам. И здесь снова вспомнили нашего великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Дело в том, что в его время в русских трактирах тоже работала реклама. Трактирщики заманивали к себе желающих тем, что бесплатно предлагали маленькую рюмку водки или наливки бесплатно. Такая рюмочка в 25 млг называлась «мухой». Отсюда и пошло выражение «быть под мухой» или «задавить муху». Некоторые ушлые мужики путешествовали по трактирам и везде получали по такой «мухе». Причем во времена Пушкина это выражение использовалось повсеместно, как в народе, так и в дворянских кругах. Поэт даже в романе «Евгений Онегин» намекает на занятия дяди главного героя:
«Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился
В окно смотрел и мух давил…»
Путешествовать по Псковской земле можно бесконечно. Слушая рассказы экскурсоводов, понимаешь, что эти земли всегда были русскими на протяжении всей своей истории.
Рядом располагались владения Тевтонского ордена, земли активного и воинственного полоцкого княжества, которого затем сменила не менее агрессивная Литва, но псковские земли никогда не входили в состав других государств, оставаясь исконно русскими и православными. Даже сегодня Псковская область единственный регион России, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами – Эстонией, Латвией и Беларусью.
Евгения Лозовик