Подмосковные журналисты посетили Храм Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, в котором отпевали Пушкина.
В квартире Пушкина на Мойке среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина увидели один под стеклом — привлекла наше внимание размашистая подпись: император Николай. Это был список поручений для поддержки семьи поэта!
«1. Заплатить долги.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 т.
Император Николай».
Таким образом император поддержал семью поэта.
От экскурсовода узнали, что поэта отпевали в Храме Спаса Нерукотворного Образа неподалеку и решили зайти в церковь. Находится она на Конюшенной площади и имеет свою интересную историю.
Храм славился своими святынями: древним Образом Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии во время царствования императрицы Анны Иоановны. Эти святыни, кроме древности своей, замечательны еще и тем, что были почитаемы с давнего времени не только народом, но и российскими царями.
Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий, который прошел с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне… Награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени. Возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют в своих воспоминаниях очевидцы, выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: «Я хотел бы умереть, как умирает этот человек!»
1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. В то время церковь была придворной, но было получено особое разрешение от императора Николая I.
Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь…
В храм пропускали исключительно по «билетам». Когда отпевание закончилось, гроб вынесли из храма, перенесли через соседние ворота в заупокойный подвал.
«3 февраля в 10 часов вечера, — пишет В.А. Жуковский, — собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани, сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропал из газ моих…»
Ночью 4 февраля сани с гробом великого русского поэта отправили к месту погребения в Псковскую губернию, в Святогорский Свято-Успенский монастырь, где находится родовое кладбище Ганнибалов- Пушкиных.
В 1917 году Конюшенная церковь была разграблена, а в 1923 году закрыта. Храм приспособили под клуб конного отряда ГПУ. Потом здесь разместили отделение милиции, контору проектного института…
Летом 1990-го было принято решение о возвращении здания РПЦ.
6 июня того же года в церкви отслужили первую спустя долгое время панихиду по Пушкину.
Интересный факт:
Настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа с 1991 года является отец Константин. В прошлом петербуржцы знали Константина Смирнова как одного из ведущих актёров Театра имени А. С. Пушкина и как киноактёра. Он сыграл главную роль в фильме «Чтобы быть счастливым!». В 1975 году он поступил в духовную семинарию, а после её окончания — в Духовную академию. В интервью «Аргументам и фактам» в 2009 году отец Константин сказал: «Когда я снимался в фильме «Такие высокие горы» с Сергеем Бондарчуком и Юлией Солнцевой, я знал, что это не начало моей карьеры, а конец. Я ухожу в храм».