20211124-092742 Союз журналистов Подмосковья

Хотите узнать, как рождаются звёзды?

Пройдитесь не спеша по улицам их родных мест, вчитайтесь в их звёздную биографию, подышите воздухом их малой родины.

Ну, какой из «звездочётов» мог вычислить поздней осенью 1912-го яркую блистательную судьбу Яши Флиера – обитателя еврейской слободки Орехово-Зуева, будущего великого пианиста, народного артиста Советского Союза…

Он родился в многодетной семье местного часового мастера, зарабатывавшего нелёгкий хлеб для всей семьи. Мать была домашней хозяйкой – успевала воспитывать с мужем семерых детей – и ещё методично занималась с маленьким Яшей музицированием, помогала маленькому Ярику (так его звали по-домашнему) овладеть нотной грамотой.

А ещё в провинциальное Орехово часто привозили свои музыкальные спектакли столичные именитые театры и, видимо, иногда семья Флиер позволяла себе бывать с детьми на этих представлениях. Будущий музыкант впитывал в себя гармонию звуков, по его личному признанию, в пяти-шестилетнем возрасте он слышал (и, главное, запомнил!) ведущий оперных исполнителей России. Опера «Кармен» потрясла впечатлительного мальчика до глубины души. В самом раннем творчестве он стал удивлять всех (и близких тоже) своим недетским мастерством – мамины уроки и выступления профессиональных музыкантов не прошли даром.

Как ни удивительно, характер будущего великого пианиста закалялся в дворовых футбольных баталиях, где ребята не один год доверяли ему лидерство и выбирали капитаном команды. На всю жизнь он полюбил эту игру, внедрённую в его родной город англичанами братьями Чарнок при поддержке господ Морозовых – за четверть века до рождения мастера. Уже будучи артистом с мировой известностью, он выбирал время и с друзьями посещал футбольные матчи на столичных стадионах. Здесь можно вспомнить земляка и ровесника Флиера будущего министра лёгкой промышленности Николая Тарасова, игравшего в молодости в футбол на профессиональном уровне. Возможно, где-то в городских состязаниях 20-х пути будущих знаменитостей СССР и пересекались?

Вот так и формировался Яков Флиер, как Личность. И позже, когда он стал педагогом, не раз подчёркивал важную составляющую для музыканта – человеческие качества. С этой позиции он и воспитывал Льва Власенко, Михаила Плетнёва, Родиона Щедрина, Елену Скуратовскую… Среди учеников Флиера не один десяток лауреатов международных конкурсов. Мастер всегда гордился своими подопечными, их качествами, профессиональными и просто человеческими.

Самому Якову Флиеру в детстве очень повезло. Не только с заботливыми родителями. Но и с первым наставником по музыке. Им был ореховозуевец Сергей Никанорович Корсаков (из звёздной династии Корсаковых). Вспоминая его, Яков Владимирович признавался, что Сергей Никанорович не мучил его, семилетнего мальчугана, «надоедливыми гаммами, сложными по технике упражнениями, каким-то специальным тренингом пальцев». «Педагогическое чудо» Корсакова состояло в том, что он «показывал и задавал в качестве домашнего задания возрастающие по трудности пьесы разных композиторов, постепенно усложняя репертуар». Между учителем и воспитанником установилась трогательная многолетняя дружба (до самой кончины Сергея Никаноровича в 1953-м). Народный артист никогда не забывал своего первого педагога. На каждый свой концерт в Москве обязательно посылал пригласительные билеты в Орехово-Зуево Сергею Никаноровичу Корсакову.

Орехово-Зуево – город уникальный, контрастный и совсем не такой, каким его с одного взгляда представил осенью 1895-го побывавший здесь проездом из Цюриха двадцатипятилетний Владимир Ульянов (Ленин). «Чисто фабричным городком» будущий вождь мирового пролетариата охарактеризовал его. Но не заметил огромного творческого потенциала. Может, просто молодому революционеру не повезло увидеть морозовский творческий размах в Орехово-Зуеве, который начался уже после 1895 года – строительство театров, больниц, школ, храмов, развитие музыкального и театрального искусства.

Позже великий русский певец Иван Козловский, говоря о значимости Якова Флиера, писал: «…может показаться, что…город известен стачками и фабриками. Но оттуда появились личности, чьё искусство стало известно любящим музыку в разных частях света. Кто может воскликнуть сегодня, какая звезда яснее и необходимее… Яша Флиер – личность в искусстве. Перенесший травмы, видимые и невидимые… Обладая силой, он определил и оправдал появление своё в жизни, в обществе».

Упоминая о травмах, Иван Сергеевич Козловский, друживший с Флиером, имел в виду тяжёлое заболевание правой руки пианиста из-за которого он не мог участвовать в концертной деятельности более десяти лет. В это время Яков Владимирович полностью посвятил себя ученикам. Молодой профессор (ему исполнилось 32 года) блестяще преподавал в Московской консерватории и воспитал десятки замечательных звёздных музыкантов. Видимо, так было угодно Богу! Пианист много раз обращался за помощью к медицинским светилам мира – США, Англии, Франции, Японии… но его руку спас советский профессор из Ленинграда! А 21 октября 1959 года, в день рождения Флиера,

случилось его второе рождение. Он вновь появился на сцене. Было ему сорок семь лет. Возобновились гастрольные поездки пианиста по всему миру.

Старожилы до сих пор помнят большой концерт народного артиста Якова Флиера в родном городе, ровно полвека назад, в январе 1971 года. Так вышло, что аккомпанировал ему народный симфонический оркестр Дворца культуры Ореховского текстильного комбината. Звучала музыка Рахманинова, Листа, Шопена и Скрябина. Концерт прошёл на «ура». Под занавес местные журналисты спросили земляка о самом памятном его концерте за четыре десятилетия в искусстве. Оказалось, что «самыми-самыми» были десять концертов в блокадном Ленинграде, зимой 1942 года. В промёрзшем зале Ленинградской филармонии, где был аншлаг… Под глухой и свирепый аккомпанемент разрывов снарядов, падавших совсем недалеко, Флиер вдохновенно, как в последний раз, исполнял «Аппассионату» Бетховена, сонату Шопена, произведения Рахманинова, Скрябина, Шостаковича. Кстати, почти всю Великую Отечественную, начиная с осени 41-го до победных салютов 45-го, наш земляк выступал в составе творческих фронтовых бригад, в воинских частях, госпиталях, на передовой, где сценой служил зачастую кузов грузовика…

Музыколюбы рассказывают, что однажды, выступая в столице, известнейший и талантливейший музыкант Владимир Спиваков, обронил такую фразу: «Где-то высоко-высоко в небе всем нам светит звезда по имени Яков Флиер». Скорее всего так и было.

Творчество Якова Флиера известно и уважаемо во всём мире, но особую дань ему, как Личности и Мастеру, отдают его земляки – ореховозуевцы. Весной будущего года исполнится ровно двадцать лет, как в нескромном своими творческими талантами Орехово-Зуеве проводится Всероссийский конкурс юных пианистов имени Якова Флиера. В 2022 год будет ещё отмечаться 110-летие со дня рождения Я.В. Флиера и нет сомнения в том, что это всё свершится прославленным коллективом Орехово-Зуевской Школы искусств имени Я.Флиера – и другими музыкантами города и округа – красиво и достойно.

Евгений Голоднов