1-- Союз журналистов Подмосковья

        В последний день апреля подмосковные журналисты побывали в Большом театре в рамках реализации литературно-просветительского проекта, посвященного творчеству Л. Н. Толстого. На исторической сцене Большого журналисты познакомились с современной балетной версией романа «Анна Каренина», над созданием которой работал всемирно известный немецкий хореограф Джон Ноймайер.

Российские зрители любят балеты Джона Ноймайера, а гамбургский хореограф влюблен в русскую культуру. Литературовед по основному образованию, хореограф на протяжении своей карьеры сочинял большие спектакли по мотивам шедевров мировой литературы, но русскую прозу выделял особо, как и русский балет.

Спектакль стал совместной постановкой трех городов — Торонто, Гамбурга и Москвы. Джон Ноймайер признавался, что придумывал его четыре года и ставил еще в течение целого сезона! Его балет - воспроизведение собственных мыслей и чувств, которые он испытал при чтении толстовского романа. Хореограф считает, что величие гениального писателя в том, что поднимаемые им проблемы находятся вне времени, оставаясь актуальными всегда, поэтому перенес действие романа в наш XXI век. В первую очередь, хореограф попытался показать, особенности личности персонажей, а не красоту нарядов и оформления сцены.

По давней привычке Ноймайер собрал новый музыкальный конструктор, сведя три контрастных блока. Его постановку сопровождает музыка великих композиторов - Петра Чайковского и Альфреда Шнитке, а также в сюжет гармонично вплетены кантри-мелодии Кэта Стевенса.

При этом балетмейстер поставил «Анну Каренину» не как иллюстрацию к книге. Режиссер и хореограф, он выступил единоличным автором спектакля: ему принадлежат сценарий, хореография, сценография, костюмы и план светового оформления. Заглавная героиня — единственный персонаж спектакля, для которого Джон Ноймайер не придумывал наряды сам, а обратился к кутюрье Альберту Краймлеру.

Ко многому можно придраться в этой постановке балета, но то, как хореограф показывает разницу развития отношений у двух пар (Карениной-Вронского и Кити-Левина), заслуживает высокую оценку.

Безусловной заслугой постановщика можно считать и охват романа. Здесь представлены все основные события: встреча Анны и Вронского на вокзале, измена Стивы Облонского с вытекающими из неё последствиями, Анна и муж, Анна и Вронский на балу, болезнь Китти, сцена в театре, свидания Анны с сыном, потрясение Каренина, свадьба Китти и Левина, рождение дочери у Анны, отчаяние главной героини…

В спектакле нет сцены гибели Анны в том виде, как она описана у Толстого - балерина просто исчезает в люке. Но поезд присутствует на протяжении всего спектакля.

Готовясь к постановке "Анны Карениной", Ноймайер побывал в доме писателя в Хамовниках, пересмотрел фильмы о нем, прочитал книги о жизни и судьбе.

По словам хореографа, он не стремился показать на сцене исторические реалии России XIX века. Его главное желание - разобраться в том, кто такие Анна, Каренин, Левин, Вронский, Кити, почему так складываются их отношения, и какие движения их души ведут к поступкам. Он стремится разобраться в том, что такое любовь, предательство, верность, долг. И это основная заслуга зарубежного хореографа - он в романе «Анна Каренина» увидел универсальные смыслы, которые понятны всем людям и в любую эпоху.

Евгения Лозовик

фото автора