«Уникальные люди находятся «не где-то там», как иногда кажется, а рядом с нами. Стоит только пошире раскрыть глаза», — так нам однажды сказала Анна Николаевна, наш преподаватель на кафедре коммуникационных технологий университета, в котором я учусь. Мысленно с педагогом согласившись, я пригляделась… И решила взять интервью у этого действительно уникального человека — у преподавателя, которого «за глаза» студенты нежно называют просто «Аня» (только ей об этом не рассказывайте), у самой нашей Анны Николаевны.
Почему я считаю её уникальной? Во-первых потому, что она ассоциируется у меня со стихией. Стихией не разрушительной, а обязательно-созидательной. Охватывающей собой все, чего касается. А во-вторых, Анна Николаевна Морева — не только преподаватель кафедры коммуникационных технологий ИМОиСПН МГЛУ, преподаватель университетского компонента в Предуниверситарии МГЛУ, но ещё и член правления Союза журналистов Подмосковья.
А значит и разговор наш будет и о преподавательской деятельности, и об актуальных вопросах журналистики, и даже о жизни…
Анна Николаевна, вы были и по-прежнему связаны с журналистикой, тогда почему — преподавание?
- Я, можно сказать, «родилась в учительской»: мои родители — учителя, с преподавательской деятельностью хоть как-то, но связана и большая часть других членов нашей семьи. Но долгое время я была антагонистом ко всему учительскому. Твёрдо для себя решила: «педагогом не стану!» и 15 лет этой профессии избегала, несмотря на то, что закончила я Коломенский государственный педагогический институт. В 2007 году. По специальности филология. Без практики там, конечно, не обошлось, и на ней первые свои уроки я провела, но дальше преподавать не пошла. Меня увлекла журналистика.
Но в какой-то момент я заскучала, перестала получать удовольствие от того, чем занимаюсь. На то были свои причины. И тогда начался новый поиск себя. Я поступила в магистратуру МГЛУ на международную журналистику. И круг замкнулся. Моя судьба нашла меня. И вот я — преподаватель кафедры коммуникационных технологий ИМОиСПН в МГЛУ.
Теперь я вспоминаю, что Галина Николаевна Левицкая, моя преподавательница из педвуза, говорила мне, что рано или поздно я обязательно окажусь либо в школе, либо в институте. Что ж, так и случилось.
Мне кажется, что я достаточно полезный человек в своей профессии. Думаю, что это моя стезя. Мой журналистский опыт и педагогическое образование взаимодополняют друг друга. При этом я не предала ни журналистику, ни филологию. Педагогика — это мой путь профессионального развития.
В каждой, наверное, профессии есть что-то хорошее и что-то плохое. А в профессии педагога?
- Хорошее в педагогике — это отдача. Отдача студентов. Мы часто говорим о том, сколько учитель нам даёт. Но сколько он получает в ответ! У меня был, как мне казалось, совершенно безнадежный студент — выпускник МГЛУ. Я переживала, что из него ничего не выйдет. Старалась как-то ему помочь, направить. Потом на одном серьезном мероприятии меня как педагога поблагодарили его коллеги и работодатель. Самое главное, что мой ученик нашёл своё место в жизни. Это мне приятно.
Я никогда не жду «дивидендов». Мне просто радостно видеть, что мой труд не пропадает зря. Успехи учеников — это прекрасно. Я счастливый человек, я каждый день с любовью вхожу в лекционный зал.
Плохое, наверное, то, что в профессии педагога, как и в любой сфере деятельности, рано или поздно наступает «выгорание». Оно неизбежно. Устаёшь от методической подготовки, от графика. Мне хочется к этому подготовиться, чтобы однажды не оказаться человеком с профессией, которую ненавидишь.
Профессиональное выгорание, наверное, бывает и в других профессиях. Вы когда-нибудь с ним уже сталкивались?
- У меня была нелюбовь к одной моей работе. Она была связано со сферой пиара. Полтора года я ходила на работу со слезами на глазах. До сих пор для меня самой большая загадка: почему я не увольнялась? Наверное, боялась сойти с профессиональной колеи. Тяжело, когда бьют по рукам, когда что-то хочешь сделать, а не можешь. Педагогика для меня, в этом смысле, — свободное морюшко: куда хочешь туда и идешь.
У вас был опыт работы в ежедневной газете, а это работа с очень плотным графиком. Как при этом не потерять любовь к тому, что делаешь?
В ежедневной газете я работала месяц. Было тяжело. Из-за высокой скорости выпуска новостей я не могла достичь того качества текста, к которому привыкла. Филфак — это не про «быстро». Филфак — это про «трепетно». Если бы я была поживее и не столь аккуратно относилась к слову, мне было бы легче работать в такой газете.
Как оказалось, я не «новостник». Хотя очень люблю этот жанр. Считаю, что скорость подачи новостей ни в коем случае не должна сказываться на их качестве.
Со студентами вы делаете просто невероятные вещи. Ваши лекции — увлекательные и, самое главное, легко откладываются в памяти. Как это у вас получается? Помогает опыт работы в журналистике, педагогическое образование или всё вместе?
- В пединституте у меня были блестящие лекторы. Они могли увлечь студентов и без мультимедийного сопровождения, которого в то время ещё просто не было. Я ловила себя на том, что выпадаю из понимания, если педагог начинает усложняться. А педагог иногда на подсознательном уровне не может говорить о сложных вещах простыми словами. Например, историю языка нельзя объяснить на пальцах. Есть много специальных терминов. Но я не хочу, чтобы мои студенты бездумно заучивали сложные слова. Мне важно, чтобы они их понимали. И смотрели на меня не как на научную аудиокнигу, а как на живого человека. Если вы захотите, вы выберете научный путь, и там вам не избежать профессионального сленга. Но пока есть возможность с любовью говорить о том, в чем мы живем и работаем…. Почему нет?
Вы всегда с большой любовью говорите о медиасфере, о СМИ как о нашем будущем…
- Я очень люблю структуру редакции. Редакцию — как социальный институт. Как место для единомышленников. Мне кажется, что это её свойство нельзя терять. Помню тот особый полёт, когда газета уходит в печать, в типографию. Я выросла в редакции, которой сейчас уже нет. Мне кажется, молодому человеку поработать в такой было бы очень полезно.
Сейчас в кризисе находится медиасфера в целом. Людям ошибочно кажется, что всё, что они изобретают, работает на развитие. Но так происходит не всегда. Иногда это ведёт к ступору.
Что, на ваш взгляд, ждет печатные СМИ?
- С исчезновением муниципальных СМИ мы потеряли социальные центры в городах. У каждого города свой бренд, история, воздух… Газета формировала его лицо.
Существует феномен «винила» — грампластинки. Когда-то мы перешли на цифру и перестали их слушать. Сейчас они стоят большие деньги и считаются элементом роскоши. Возможно, печатная периодика повторит их судьбу и станет элитарным явлением. Мы насытились печатной периодикой, её стало много. Но не исключено, что в какой-то момент мы снова соскучимся по бумаге.
Как вы попали в Союз журналистов Подмосковья, в его правление? В реализации каких проектов принимали участие?
- В Союз журналистов я вступила, когда работала в своём родном городе — в Раменском. Союз был у нас не просто «на слуху», он, можно сказать, жил внутри нас, а мы — внутри него. Все мы были — Союз. Поэтому вступить в эту организацию официально было очень органичным и вполне логичным решением.
В правлении уже региональной организации работала, наверное, год «на испытательном сроке», потом меня избрали в его состав официально. Могу вспомнить несколько проектов, которые реализовала. Я уже много лет веду церемонии награждения Премией имени Виктора Мельникова — по-настоящему народной профессиональной премией. К тому же названа она так в память об очень хорошем человеке. О человеке, которого я очень хорошо знала и которого все мы с большой теплотой вспоминаем. Он был моим первым редактором в Раменской газете «Родник».
Ещё один проект был связан с благотворительностью. Мы провели сбор подарков для «Первого Московского хосписа имени В.В Миллионщиковой». Хосписное движение в России тогда только начинало развиваться. В отношении этой темы было очень много табу. Нам хотелось показать, что истории людей, которые борются с онкологией — это истории не про смерть, а про жизнь. До самого её конца.
Мы с коллегами организовали сбор подарков. Они были самыми разными, иногда просто удивительными. Например, шатурская редакция сделала тогда изумительных ангелов из макарон, покрытых золотой краской. Было Рождество, и мы с этими подарками приехали в Московский хоспис. Ангелочков поставили на тумбочки постояльцев хосписа…
Какие люди из Союза особенно повлияли на вас?
- Это Наталья Александровна Чернышова — председатель Союза журналистов Подмосковья и секретарь Союза журналистов России. Она всегда находит для всех нас нужные слова. Это мои раменские коллеги, с которыми вместе очень много пройдено, пережито. Для меня это особая категория людей. Марина Анциферова — мой первейший друг, «половина меня». Нам всегда есть, о чем поговорить, поплакать, порадоваться. Союз никогда от меня не отворачивался, он очень многое мне дал, сформировал среду, позиции, подарил мне друзей…
Об одной из ваших лекций мне хочется спросить особо. Это -«Медиафеномен С. Королева».
- Однажды в разговоре с ребятами я задалась вопросом, почему Сергей Павлович Королев выбрал для первого полёта в космос именно Юрия Гагарина. Мне захотелось ответить на этот вопрос с точки зрения пиара. Вот первый отряд космонавтов, все — красивые ребята с горящими глазами. Почему Гагарин-то? А потому, что у него было то, что называется «чувство камеры»: он великолепно получался на всех фото. Но ведь никто его этому не учил! Да и у Сергея Павловича не было медиаобразования, чтобы предугадать такой медиауспех. Мы с ребятами разбираемся, как Королев это почувствовал, и приходим к выводу, что это — судьба. Один выбрал другого просто потому, что так было нужно…
Как получилось, что вы стали волонтером Фонда популяризации пилотируемой космонавтики?
- Я всегда была очарована космосом. И сегодня когда я провожу «Гагаринский урок» (организованный Фондом популяризации пилотируемой космонавтики тематический урок, который проводится в честь первого полёта человека в космос в преддверии Дня космонавтики — ред.) я вижу это восхищение в глазах детей. А я проводила Гагаринский урок и в Индии, в Калькутте на английском языке. Проводила в Можайской воспитательной колонии, где тоже рассказывала детям о Гагарине. Мне хотелось донести, что героями не рождаются, героями становятся. Можно быть человеком простым, выросшим в бедности и измениться, даже стать звездой! История Юрия Гагарина — об этом. В конце беседы ребята меня окружили, и мы обсудили с ними и много других вопросов…
Вопрос, на мой взгляд, не менее важный, чем космос: как молодым людям, окруженным со всех сторон большими потоками информации, научиться мыслить критически? Дайте совет…
- Поменьше сидите в Интернете, не говоря уже про телевизор… Ищите первоисточники. Учитесь. Каждый день методично делайте своё маленькое дело. Вкладывайте в него регулярно своё время, свои силы, свою душу. Чтобы однажды оно переросло в большую любовь. И конечно — просто живите, наслаждайтесь своей молодостью…
Есть ли фраза, цитата, с которой себя ассоциируете?
- Это, пожалуй, строчка из стихотворения Фёдора Тютчева «Silentium!»: «Молчи. Скрывайся и таи и мысли, и мечты свои…» А смысл этого стихотворения — нас окружает то, что мы в себе взращиваем.
О чем стоит напоминать себе в трудные дни?
- Процитирую Ивана Бунина: «Всё проходит, да не всё забывается». Что бы с нами и вокруг нас ни происходило — это жизнь, это её проявления. Жизнь очень мудрая. Ничего в ней не происходит просто так и в неправильное время. Счастье — неминуемо. То, что вы его не ощущаете, не означает, что его нет. Всё проходит, нет ничего бесконечного. Бесконечны только жизнь и любовь — понятия неисчисляемые. Всё конечно, но не всё забывается. Да, «не всё забывается» — это и есть особая «приправа» к жизни. Из этого и выстраивается личная драматургия каждого человека…
Беседу провела Анна Иванова