Старая версия сайта
«Каждый день с любовью вхожу в лекционный зал»

«Уникальные люди находятся «не где-то там», как иногда кажется, а рядом с нами. Стоит только пошире раскрыть глаза», — так нам однажды сказала Анна Николаевна, наш преподаватель на кафедре коммуникационных технологий университета, в котором я учусь. Мысленно с педагогом согласившись, я пригляделась… И решила взять интервью у этого действительно уникального человека — у преподавателя, которого «за глаза» студенты нежно называют просто «Аня» (только ей об этом не рассказывайте), у самой нашей Анны Николаевны.

​Почему я считаю её уникальной? Во-первых потому, что она ассоциируется у меня со стихией. Стихией не разрушительной, а обязательно-созидательной. Охватывающей собой все, чего касается. А во-вторых, Анна Николаевна Морева — не только преподаватель кафедры коммуникационных технологий ИМОиСПН МГЛУ, преподаватель университетского компонента в Предуниверситарии МГЛУ, но ещё и член правления Союза журналистов Подмосковья.

​А значит и разговор наш будет и о преподавательской деятельности, и об актуальных вопросах журналистики, и даже о жизни…

Анна Николаевна, вы были и по-прежнему связаны с журналистикой, тогда почему — преподавание?

​- Я, можно сказать, «родилась в учительской»: мои родители — учителя, с преподавательской деятельностью хоть как-то, но связана и большая часть других членов нашей семьи. Но долгое время я была антагонистом ко всему учительскому. Твёрдо для себя решила: «педагогом не стану!» и 15 лет этой профессии избегала, несмотря на то, что закончила я Коломенский государственный педагогический институт. В 2007 году. По специальности филология. Без практики там, конечно, не обошлось, и на ней первые свои уроки я провела, но дальше преподавать не пошла. Меня увлекла журналистика.

​Но в какой-то момент я заскучала, перестала получать удовольствие от того, чем занимаюсь. На то были свои причины. И тогда начался новый поиск себя. Я поступила в магистратуру МГЛУ на международную журналистику. И круг замкнулся. Моя судьба нашла меня. И вот я — преподаватель кафедры коммуникационных технологий ИМОиСПН в МГЛУ.

​Теперь я вспоминаю, что Галина Николаевна Левицкая, моя преподавательница из педвуза, говорила мне, что рано или поздно я обязательно окажусь либо в школе, либо в институте. Что ж, так и случилось.

​Мне кажется, что я достаточно полезный человек в своей профессии. Думаю, что это моя стезя. Мой журналистский опыт и педагогическое образование взаимодополняют друг друга. При этом я не предала ни журналистику, ни филологию. Педагогика — это мой путь профессионального развития.

В каждой, наверное, профессии есть что-то хорошее и что-то плохое. А в профессии педагога?

​- Хорошее в педагогике — это отдача. Отдача студентов. Мы часто говорим о том, сколько учитель нам даёт. Но сколько он получает в ответ! У меня был, как мне казалось, совершенно безнадежный студент — выпускник МГЛУ. Я переживала, что из него ничего не выйдет. Старалась как-то ему помочь, направить. Потом на одном серьезном мероприятии меня как педагога поблагодарили его коллеги и работодатель. Самое главное, что мой ученик нашёл своё место в жизни. Это мне приятно.

​Я никогда не жду «дивидендов». Мне просто радостно видеть, что мой труд не пропадает зря. Успехи учеников — это прекрасно. Я счастливый человек, я каждый день с любовью вхожу в лекционный зал.

​Плохое, наверное, то, что в профессии педагога, как и в любой сфере деятельности, рано или поздно наступает «выгорание». Оно неизбежно. Устаёшь от методической подготовки, от графика. Мне хочется к этому подготовиться, чтобы однажды не оказаться человеком с профессией, которую ненавидишь.

​ Профессиональное выгорание, наверное, бывает и в других профессиях. Вы когда-нибудь с ним уже сталкивались?

​- У меня была нелюбовь к одной моей работе. Она была связано со сферой пиара. Полтора года я ходила на работу со слезами на глазах. До сих пор для меня самой большая загадка: почему я не увольнялась? Наверное, боялась сойти с профессиональной колеи. Тяжело, когда бьют по рукам, когда что-то хочешь сделать, а не можешь. Педагогика для меня, в этом смысле, — свободное морюшко: куда хочешь туда и идешь.

​ У вас был опыт работы в ежедневной газете, а это работа с очень плотным графиком. Как при этом не потерять любовь к тому, что делаешь?

​В ежедневной газете я работала месяц. Было тяжело. Из-за высокой скорости выпуска новостей я не могла достичь того качества текста, к которому привыкла. Филфак — это не про «быстро». Филфак — это про «трепетно». Если бы я была поживее и не столь аккуратно относилась к слову, мне было бы легче работать в такой газете.

​Как оказалось, я не «новостник». Хотя очень люблю этот жанр. Считаю, что скорость подачи новостей ни в коем случае не должна сказываться на их качестве.

​ Со студентами вы делаете просто невероятные вещи. Ваши лекции — увлекательные и, самое главное, легко откладываются в памяти. Как это у вас получается? Помогает опыт работы в журналистике, педагогическое образование или всё вместе?

​- В пединституте у меня были блестящие лекторы. Они могли увлечь студентов и без мультимедийного сопровождения, которого в то время ещё просто не было. Я ловила себя на том, что выпадаю из понимания, если педагог начинает усложняться. А педагог иногда на подсознательном уровне не может говорить о сложных вещах простыми словами. Например, историю языка нельзя объяснить на пальцах. Есть много специальных терминов. Но я не хочу, чтобы мои студенты бездумно заучивали сложные слова. Мне важно, чтобы они их понимали. И смотрели на меня не как на научную аудиокнигу, а как на живого человека. Если вы захотите, вы выберете научный путь, и там вам не избежать профессионального сленга. Но пока есть возможность с любовью говорить о том, в чем мы живем и работаем…. Почему нет?

​ Вы всегда с большой любовью говорите о медиасфере, о СМИ как о нашем будущем…

​- Я очень люблю структуру редакции. Редакцию — как социальный институт. Как место для единомышленников. Мне кажется, что это её свойство нельзя терять. Помню тот особый полёт, когда газета уходит в печать, в типографию. Я выросла в редакции, которой сейчас уже нет. Мне кажется, молодому человеку поработать в такой было бы очень полезно.

​Сейчас в кризисе находится медиасфера в целом. Людям ошибочно кажется, что всё, что они изобретают, работает на развитие. Но так происходит не всегда. Иногда это ведёт к ступору.

Что, на ваш взгляд, ждет печатные СМИ?

​- С исчезновением муниципальных СМИ мы потеряли социальные центры в городах. У каждого города свой бренд, история, воздух… Газета формировала его лицо.

​Существует феномен «винила» — грампластинки. Когда-то мы перешли на цифру и перестали их слушать. Сейчас они стоят большие деньги и считаются элементом роскоши. Возможно, печатная периодика повторит их судьбу и станет элитарным явлением. Мы насытились печатной периодикой, её стало много. Но не исключено, что в какой-то момент мы снова соскучимся по бумаге.

​ Как вы попали в Союз журналистов Подмосковья, в его правление? В реализации каких проектов принимали участие?

​- В Союз журналистов я вступила, когда работала в своём родном городе — в Раменском. Союз был у нас не просто «на слуху», он, можно сказать, жил внутри нас, а мы — внутри него. Все мы были — Союз. Поэтому вступить в эту организацию официально было очень органичным и вполне логичным решением.

​В правлении уже региональной организации работала, наверное, год «на испытательном сроке», потом меня избрали в его состав официально. Могу вспомнить несколько проектов, которые реализовала. Я уже много лет веду церемонии награждения Премией имени Виктора Мельникова — по-настоящему народной профессиональной премией. К тому же названа она так в память об очень хорошем человеке. О человеке, которого я очень хорошо знала и которого все мы с большой теплотой вспоминаем. Он был моим первым редактором в Раменской газете «Родник».

​Ещё один проект был связан с благотворительностью. Мы провели сбор подарков для «Первого Московского хосписа имени В.В Миллионщиковой». Хосписное движение в России тогда только начинало развиваться. В отношении этой темы было очень много табу. Нам хотелось показать, что истории людей, которые борются с онкологией — это истории не про смерть, а про жизнь. До самого её конца.

​Мы с коллегами организовали сбор подарков. Они были самыми разными, иногда просто удивительными. Например, шатурская редакция сделала тогда изумительных ангелов из макарон, покрытых золотой краской. Было Рождество, и мы с этими подарками приехали в Московский хоспис. Ангелочков поставили на тумбочки постояльцев хосписа…

​Какие люди из Союза особенно повлияли на вас?

​- Это Наталья Александровна Чернышова — председатель Союза журналистов Подмосковья и секретарь Союза журналистов России. Она всегда находит для всех нас нужные слова. Это мои раменские коллеги, с которыми вместе очень много пройдено, пережито. Для меня это особая категория людей. Марина Анциферова — мой первейший друг, «половина меня». Нам всегда есть, о чем поговорить, поплакать, порадоваться. Союз никогда от меня не отворачивался, он очень многое мне дал, сформировал среду, позиции, подарил мне друзей…

​Об одной из ваших лекций мне хочется спросить особо. Это -«Медиафеномен С. Королева».

​- Однажды в разговоре с ребятами я задалась вопросом, почему Сергей Павлович Королев выбрал для первого полёта в космос именно Юрия Гагарина. Мне захотелось ответить на этот вопрос с точки зрения пиара. Вот первый отряд космонавтов, все — красивые ребята с горящими глазами. Почему Гагарин-то? А потому, что у него было то, что называется «чувство камеры»: он великолепно получался на всех фото. Но ведь никто его этому не учил! Да и у Сергея Павловича не было медиаобразования, чтобы предугадать такой медиауспех. Мы с ребятами разбираемся, как Королев это почувствовал, и приходим к выводу, что это — судьба. Один выбрал другого просто потому, что так было нужно…

​Как получилось, что вы стали волонтером Фонда популяризации пилотируемой космонавтики?

​- Я всегда была очарована космосом. И сегодня когда я провожу «Гагаринский урок» (организованный Фондом популяризации пилотируемой космонавтики тематический урок, который проводится в честь первого полёта человека в космос в преддверии Дня космонавтики — ред.) я вижу это восхищение в глазах детей. А я проводила Гагаринский урок и в Индии, в Калькутте на английском языке. Проводила в Можайской воспитательной колонии, где тоже рассказывала детям о Гагарине. Мне хотелось донести, что героями не рождаются, героями становятся. Можно быть человеком простым, выросшим в бедности и измениться, даже стать звездой! История Юрия Гагарина — об этом. В конце беседы ребята меня окружили, и мы обсудили с ними и много других вопросов…

​Вопрос, на мой взгляд, не менее важный, чем космос: как молодым людям, окруженным со всех сторон большими потоками информации, научиться мыслить критически? Дайте совет…

​- Поменьше сидите в Интернете, не говоря уже про телевизор… Ищите первоисточники. Учитесь. Каждый день методично делайте своё маленькое дело. Вкладывайте в него регулярно своё время, свои силы, свою душу. Чтобы однажды оно переросло в большую любовь. И конечно — просто живите, наслаждайтесь своей молодостью…

Есть ли фраза, цитата, с которой себя ассоциируете?

​- Это, пожалуй, строчка из стихотворения Фёдора Тютчева «Silentium!»: «Молчи. Скрывайся и таи и мысли, и мечты свои…» А смысл этого стихотворения — нас окружает то, что мы в себе взращиваем.

​О чем стоит напоминать себе в трудные дни?

​- Процитирую Ивана Бунина: «Всё проходит, да не всё забывается». Что бы с нами и вокруг нас ни происходило — это жизнь, это её проявления. Жизнь очень мудрая. Ничего в ней не происходит просто так и в неправильное время. Счастье — неминуемо. То, что вы его не ощущаете, не означает, что его нет. Всё проходит, нет ничего бесконечного. Бесконечны только жизнь и любовь — понятия неисчисляемые. Всё конечно, но не всё забывается. Да, «не всё забывается» — это и есть особая «приправа» к жизни. Из этого и выстраивается личная драматургия каждого человека…

Беседу провела Анна Иванова

Подписаться на рассылку новостей
Подписывайтесь на Telegram-канал Союза журналистов Подмосковья